2 часть. Эффективный способ предупреждения крайностей и терроризма на примере «Рисале-и Нур» (продолжение)

Читатели “Рисале-и Нур” всегда были за сохранение общественного порядка и держались подальше от различного рода террора, анархии и экстремизма. Ибо особенности “Рисале-и Нур” — это милосердие, мудрость и укрепление веры. Миллионы учеников “Рисале-и Нур” во всем мире являют собой свидетелей самой действенной борьбы против террора посредством своей осознанной веры: «Для сохранения общественной жизни страны от анархии и беспорядков, крайне необходимо соблюдать пять принципов: взаимоуважение, милосердие, отстранение от запретного, безопасность, повиновение с отказом от беззакония. За прошедшие годы книги «Рисале-и Нур» превратили сотни тысяч человек в полезных граждан страны, и это является свидетельством того, что когда «Рисале-и Нур» касается вопросов общества, он, твердо и свято укрепляя и усиливая воздействие этих пяти принципов, сохраняет краеугольный камень общественного порядка и согласия».

Terrorism-Has-No-Religion

(продолжение)

6. Оружие массового уничтожения

Сети информационных коммуникаций, опутывая наш мир, и все более уменьшая и сужая его, привели к тому, что стало в крайней степени затруднительно противоречить всеобщему мнению общественных масс, а общая совесть человечества стала самым большим препятствием перед возможностью применения оружия массового уничтожения. И явным доказательством этого является то, что начиная со времен Второй мировой войны, несмотря на большое количество войн, произошедших за это время, ни одна из стран, включая США, понесшей в одной только Вьетнамской войне более пятидесяти тысяч жертв, не может открыто взять на себя смелость признать факт применения со своей стороны оружия массового уничтожения. Единственным фактором, оправдывающим применение ядерного оружия, может послужить лишь опасение подвергнуться ядерному нападению. И можно с уверенностью сказать, что самой наибольшей гарантией против угрозы применения ядерного оружия и иного оружия массового поражения может быть только лишь окончательное закрытие дверей такого вида оружия.

Бадиуззаман, преподнося этот аят: «И не понесет носящая (душа) (греховную) ношу другой (души)» (Коран, 6:164), являющийся один из справедливейших принципов Корана, а также аят: «И кто погубит душу не в возмездие за душу и не за нечестие на земле, подобен тому, кто погубил все человечество» (Коран, 5:32), дает им такое разъяснение: «Нанести урон невинной душе и пролить невинную кровь, если это будет сделано даже в интересах всего человечества, категорически запрещено». В свете этих разъяснений абсолютно невозможно, чтобы мусульманин мог использовать оружие массового поражения, способное уничтожить миллионы невинных людей и живых созданий. Объявление мусульман на весь мир о том, что они уничтожают оружие массового поражения, имеющееся у них, и завершают программы исследований в этой сфере, и даже если их подвергнут бомбардировками такого вида бомбами, то и в этом случае они не намерены отвечать аналогичным образом, так как воспринимают все это как дикость и деяние, выходящее за рамки человечности, способно разбить плотную скорлупу ошибочного отрицательного имиджа Ислама и мусульман. Нам необходимо не забывать о том, что идущие по сей день многочисленные войны прикрываются мотивами «предотвращения вероятной угрозы нападения». Устранение необоснованных страхов и сомнений ликвидируют подобного рода мотивировки этих войн.

Бадиуззаман, высказывая справедливые претензии по поводу столкновений Западной и Исламской цивилизаций, разъясняет источники напряженности и недоверия, исходящие от необоснованных тревог, и дает понять, что эти тучи необоснованных подозрений, закрывающих солнце Ислама, можно разогнать лишь посредством реального желания людей докопаться до истины, с помощью любви к человечеству и украшая себя чувствами совести и справедливости: «Самое первое препятствие и проблема заключается в следующем: наше противостояние и столкновения с иностранцами происходили по причине нашего же ошибочного восприятия Ислама лишь с внешней поверхностной стороны, а также из-за непонимания некоторых вопросов в сфере науки. Слава религиозным ученым за их благодатное усердие и ученым науки за героическое старание в научных отраслях, которые, вооружившись естественным стремлением к изысканию истины, любовью к человечеству и склонностью к справедливости, являющимися истинными качествами, устранили те препятствия и продолжают это делать до сих пор. Да, самой великой причиной, лишающей нас, мусульман, мирского спокойствия, а иностранцев — вечного счастья, и заставляющей тускнеть солнце Ислама, является ошибочное понимание Ислама, и идущие от этого противоречия и подозрения». (“Рассуждения”, 10)

Бадиуззаман обосновывает, что “Рисале-и Нур”, примиряющий общественные знания, естественные и религиозные науки, является неким стражем порядка, охраняющим общественное спокойствие, а также он объясняет, что духовные разрушения, произошедшие в сознании и сердцах людей, можно восстановить лишь посредством духовной атомной бомбы: «Ныне во всем человечестве идет поиск средств для всеобщего примирения, т.е. дабы человечество не было уничтожено, и по этому поводу заключаются различные договора. … Так вот, в этом отечестве и в этом народе “Рисале-и Нур” – несмотря на то, что здесь, по сравнению с другими странами, присутствовало намного больше причин для нарушения безопасности и общественного порядка, – все же удалось обеспечить общественный порядок. Все это показывает, что учреждение этого Университета в будущем приведет к достижению спокойствия всего человечества. Ввиду того, что нынешние разрушения имеют духовный характер, в противовес им так же необходим восстановитель, обладающий мощью духовной атомной бомбы. Так вот, в наше время “Рисале-и Нур”, являющийся ядром и истоком того Университета, твердыми доводами доказал, что против происходящих духовных разрушений можно действовать лишь духовной атомной бомбой, и он выстроил некую стену против нападок ужасного заблуждения, материалистической философии и безбожия, идущих в течение этих тридцати лет со стороны Европы. И против этих духовных разрушений “Рисале-и Нур” обладает силой духовной атомной бомбы». (“Эмирдагское приложение”, 186)
7. Террор во имя Ислама — это предательство и насилие в отношении Ислама

Подобно тому, как свет солнца отражается в каждой прозрачной вещи, будто каждая прозрачная вещь вбирает в себя одно маленькое солнце, так и положительные или отрицательные действия какого-либо индивидуума отражаются и на других членах общества, и какое-нибудь действие увеличивается соразмерно величине Земли и совершается тысячами или даже миллионами. Бадиуззаман объясняет это так: «Все мусульмане — словно одна семья, и как представители этой семьи, исламские народы взаимосвязаны друг с другом. Например, если представитель какой-либо семьи или рода совершит убийство, то на взгляд их противников, все представители той семьи становятся виновными и врагами, словно каждый из них совершил это преступление. И это одно преступление обретает значение тысяч преступлений. Если один представитель какой-либо семьи совершает благое деяние, являющееся предметом гордости их семьи, тогда каждый представитель их рода гордится им, словно каждый из них совершил тот благой поступок. Так вот, суть этой упомянутой истины заключается в том, что в это время, и особенно спустя сорок-пятьдесят лет, скверна и греховность какого-либо поступка не останется на самом преступнике. Скорее, это будет являться посягательством на права миллионов представителей исламского мира. Спустя сорок-пятьдесят лет проявится множество подобных примеров». (“Дамасская проповедь”, 53) «Сейчас один грех не остается единичным явлением, а возрастает до тысячи». (“Диспуты”, 66)

Террор и Ислам антагонистичны, словно день и ночь, и террорист в первую очередь разрушает Ислам. Оказание поддержки какому-нибудь мусульманину во всех его делах является не преданностью, а слепым сторонничеством. А поддержка какого-либо насилия, совершенного от имени Ислама, является в первую очередь угнетением по отношению к Исламу, становится причиной отождествления Ислама с тиранией и воздвигает преграду, закрывающую солнце Ислама. Как сказал Бадиуззаман: «Какого-либо человека любят не из-за его личности, а из-за его качеств или мастерства. Таким образом, подобно тому, как каждое качество мусульманина не всегда исходит от Ислама, так и вовсе не обязательно, чтобы все качества и способности неверующего непременно являлись бы неверием». (“Диспуты”, 32)

Преданность и любовь к Исламу требуют борьбы с теми, кто преподносит Ислам в искаженном виде. Произошедшие в прошлом события и решения, вынесенные по поводу шарообразности Земли, могут пролить свет на предмет данной темы: Имам Газали вынес следующую фетву (решение): «Кто отвергнет под предлогом поддержки религии какое-либо заключение, обоснованное твердыми доводами, наподобие вопроса о шарообразности Земли, тот совершает великое преступление по отношению к религии. Потому что это не преданность, а предательство». … Хусейн Джисри: «Кто, опираясь на религию, находясь, якобы, на пути покровительства ей, берется отрицать шарообразность Земли, тот является преданным невеждой, и он приносит вреда куда больше, нежели самые сильные враги» (“Рассуждения”, 56). И как было разъяснено ранее, совершающие от имени религии ошибочные деяния, сколь преданными и искренними не были их намерения, приносят вред религии намного больший, чем ее злейшие враги. «Невежественный друг может принести вреда в той же степени, что и враг. Раз так, то до сих пор я все время смотрел в сторону врагов и посредством алмазного меча ломал их принижение религии; однако сейчас я вынужден ради воспитания подобных (невежественных) друзей в некоторой степени пробудить этим алмазным мечом их примитивные представления». (“Рассуждения”, 51)

Поддержка мусульманами друг друга в ошибочных действиях проявляется не по причине исламского братства, а скорее, из-за политического пристрастия. Бадиуззаман это явление определяет следующим образом: «Если кто-то оказывает предпочтение своему политическому соратнику-нечестивцу над религиозным представителем противостоящей партии под предлогом плохого мнения о нем, то в этом случае им движет исключительно политика. Так же, если кто-то, монополизируя под свои концепции религию, являющуюся всеобщим священным достоянием, преподнося ее более свойственной исключительно своим сторонникам, вместе с тем пробуждает у большинства чувство презрения к религии, тем самым роняет ее в глазах общества, то на этот раз им движет пристрастность и необъективность». (“Мысли”, 48)

Бадиуззаман объясняет, что время вооруженной борьбы прошло, и отныне борьба возможна лишь прекрасным поведением и развитием во всех сферах и отраслях: «Да, в прошлые времена прогресс происходил посредством разбивания вражеского фанатизма, сокрушением упрямства и отражением нападения оружием и мечем. В будущем, вместо оружия и меча, врагов повергнут и разгонят духовные мечи истинной культуры, материального прогресса, истины и справедливости». (“Дамасская проповедь”, 35) Человечество переходит от эпохи дикости и невежества в эпоху культуры и науки. Процесс окультуривания общества в мире достиг нынешнего уровня не посредством войн и оружия, а исключительно словами. Завоевывающий умы красноречием и аргументами, также завоевывает людей и весь мир. «Источником объединения является любовь. Причиной же враждебности являются невежество, нужда и раздоры. И пусть иноверцы будут спокойны по поводу нашего объединения, так как оно направленно против этих трех явлений. Принцип нашего отношения к немусульманам – это убеждение, так как мы воспринимаем их как цивилизованных людей. Также целью нашего объединения является стремление показать Ислам высокой религией, достойной любви. Ведь мы считаем их справедливыми и совестливыми». (“Дамасская проповедь”, 90)

Бадиуззаман объясняет, что время вражды прошло, и нынешнее время — это время любви: «Время вражды и ненависти закончилось. Две мировые войны показали, насколько ненависть скверна и разрушительна, и какое жестокое насилие заключает она в себе. Очевидно обнаружилось, что в ней нет никакой пользы». «Тем, что я извлек из общественной жизни и к чему пришел в результате исследований, является следующее обстоятельство: чем-либо самым достойным любви является любовь и дружба, и чувством, наиболее достойным ненависти, является ненависть. Т.е. чувства любви и дружелюбия, обеспечивающие согласную жизнь общества и устремляющие ее к благополучию, наиболее всего достойны любви. А вражда и ненависть, переворачивающие жизнь общества вверх дном, более всего заслуживают отвращения, ненависти и отстранения от них, и являются скверными и пагубными чувствами». (“Дамасская проповедь”, 51)

Бадиуззаман упоминает о необходимости создания Высшего Совета: «Этот Совет необходимо поднять на такой уровень, чтобы исламский мир мог ему доверять. И чтобы он обрел положение и основы олицетворения Ислама. Чтобы он мог должным образом исполнить религиозную обязанность перед исламским миром. Наш сегодняшний день отличен от прошлого. Раньше господствовала одна личность. Муфтий такого правителя также мог быть одной личностью. И он исправлял и корректировал мысли правителя. Нынешнее же время – это время общества, коллектива». (“Мысли”, 33)

Ключом к счастью общественной жизни мусульман является совет в рамках Божественных Законов. «И Он (Творец) повелевает между вами совет» (Коран, 42:38) – этот величественный аят повелевает принять за основу совет. Да, так как в человеческом роде совет эпох и времен между собой посредством истории под лозунгом «единения мнений» стал основой прогресса всего человечества и науки; таким же образом причиной самого отсталого состояния самого большого континента Азии стало неисполнение истинного Машварата (Совета). (“Дамасская проповедь”, 60)
8. Истинная вера с террором не совместима

Истинная вера, являющаяся источником любви, никак не может быть связана с террором, проявляющим враждебность и вызывающим отвращение. К сожалению, чувства враждебности, господствующие в естестве человека в такой степени, что заставляют его жертвовать жизнью, смешиваются с верой, запрещающей наступать даже на муравья, на самом ее высоком уровне. Возвышенность сердец, подверженная господству нафса (низких чувств), находящаяся в пропасти невежества, воспринимается словно вершина образованности. Самый глубокий сон принимается за пробуждение. И это становится очевидным из высказывания Бадиуззамана: «В своей молодости я полагал, что достиг вершины пробуждения. Сейчас же я понял, что то пробуждение в действительности пробуждением не являлось, но представляло собой самое глубокое состояние сна. Пример того – это пример сна, в котором человек как бы пробуждается и начинает кому-нибудь пересказывать свой сон. Между тем, это мнимое его пробуждение во сне, в действительности, свидетельствует о переходе от легкого состояния сна в более глубокое. И такой сон подобен смерти». (“Месневи-и Нурия”, 125) В таком случае людей, ставших причиной проявления террора от имени Ислама, необходимо как следует потрясти, дабы пробудить их от этой глубокой ошибки. Одной из основ Ислама являются следующие принципы: “любовь ради Аллаха”, “вражда ради Аллаха”, “решение у Аллаха”. В противоположность этому террористы следуют побуждениям своего нафса (чувств) и вместо справедливости проявляют тиранию. Любящим сердцам необходим Ислам. Страх же и террор тождественны друг другу. И дабы это подтвердить, Бадиуззаман приводит следующий поучительный рассказ: «Однажды (во время битвы), когда Имам Али повалил на землю одного врага и обнажил меч, чтобы покончить с ним, враг плюнул в него. Имам Али отпустил и не стал убивать его. Враг спросил:

— Почему ты не убил меня?
— Я хотел убить тебя во имя Аллаха, — ответил Имам Али, — но ты плюнул в меня, и я пришел в ярость. Из-за того, что вмешались мои чувства (нафс), я потерял эту искренность. Поэтому я не стал тебя убивать.
Его враг сказал ему:
— Я хотел тебя разъярить, чтобы ты быстрее убил меня. Раз ваша вера настолько чиста и искренна, эта вера является истинной». (“Письма”, 268)

Также он сильно предостерегает: «Вместо принципа: «любовь ради Аллаха, вражда ради Аллаха», да упаси Аллах, царящий сатанинский принцип: «любовь ради политики, вражда ради политики», пусть не сделает вас проявляющими вражду по отношению к истинному брату с ангельской натурой, и проявляющими любовь и поддержку к товарищу по политике, подобному “аль-ханнасу” (личности с дьявольской сущностью), тем самым одобряя его насилие, и пусть он не сделает вас его духовным соучастником».

Признаками господства веры в сердце человека вместо повелевающих страстей нафса является обращение своего взгляда от этого тленного мира к миру Вечному, и связывание своего лика более с деяниями Иного мира, нежели с событиями мирскими, а также восприятие этого мира в образе пашни Мира иного, давая ему лишь соответствующую цену. К тому же, когда Бадиуззаману задали вопрос:

«Прошло пятьдесят дней, а ты вовсе не спрашиваешь и не интересуешься этой ужасающей мировой войной, которая привела в хаос всю Землю и касается судьбы исламского мира? Между тем, часть благочестивых и ученых людей, оставив общую молитву (намаз) и мечеть, спешат послушать радио. Интересно, разве есть еще более важное событие, чем это? Или же интерес к нему причиняет вред?» — он ответил: «Да, существует еще более великое событие, чем эта мировая война, и еще более важный вопрос, нежели вопрос мирового господства на этой Земле. И перед каждым человеком, и особенно, мусульманами, имеется такое событие и стоит такой вопрос, что каждый человек, если у него есть силы и богатства, как у немца и англичанина, и если есть еще и разум, не колеблясь, отдаст их, чтобы решить в свою пользу этот только лишь один вопрос. И этот вопрос, о котором, основываясь на тысячи обещаний и клятв Хозяина и Правителя этой вселенной, единодушно сообщают сто тысяч самых прославленных людей (Пророков) и многочисленные звезды и учителя рода человеческого, некоторая часть которых видела его своими глазами, заключается в следующем: перед каждым человеком стоит вопрос обретения – если у него есть вера (иман) – или же потери вечной и постоянной земли и царства, украшенного дворцами и садами во весь наш земной мир. Если человек не обретет крепкую веру, то он потеряет ее. И многие в наше время из-за чумы материализма в отношении этого вопроса терпят крах». Таким же образом, в разгаре самой значимой для мусульман битвы при Бадре, мусульманские воины по повелению Посланника Аллаха (МЕИБ) принялись совершать коллективную молитву (джамаат-намаз), тем самым оказав предпочтение воздаянию за коллективную молитву над самым значимым мирским событием. (“Эмирдагское приложение-2”, 246) Находясь в таком положении, мусульманин, внемлющий данному аяту Корана: «Убивший душу не за душу и не за смуту на земле, подобен тому, кто убил всех людей», разве сможет пойти вопреки этому сильному устрашению и, отвергнув благополучие своего Вечного мира, стать причиной террористических актов? Если же такое и произойдет, то это лишь покажет великую слабость веры такого человека, и что ему самому в первую очередь необходимо найти для своего сердца действенное исцеление от этой ужасной болезни.

На следующем примере можно определить уровни веры посредством соизмерения в своем сердце чувств братства и враждебности: «Вера устанавливает между всеми творениями узы истинного братства, связи единения и единства. Неверие же, как холод, показывает все творения отдельными, далекими, не связанными друг с другом. По этой причине в сердце верующего нет места дикости, ненависти и враждебности. И даже с самым большим врагом у него может иметься некий вид дружественных отношений». (“Месневи-и Нурия”, 69)

Ученики “Рисале-и Нур” всегда были за сохранение общественного порядка и всегда держались подальше от различного рода террора и анархии. Потому что основной особенностью “Рисале-и Нур” является проявление сострадания и укрепление веры. Миллионы учеников “Рисале-и Нур” являют собой свидетелей самой действенной борьбы против террора посредством своей осознанной веры: «Такие основы «Рисале-и Нур», как милосердие, справедливость и совесть, в крайней степени запрещают нам вмешиваться в политику и власть. Ибо, например, имеется семь или восемь невинных людей – детей, больных, стариков, – которые связаны с одним или двумя безбожными людьми, впавшими в полное неверие и заслуживающими наказания и беды. Если придет беда, пострадают и эти несчастные люди. … Для сохранения общественной жизни страны и народа от анархии и беспорядков, крайне необходимо соблюдать пять принципов: взаимоуважение, милосердие, отстранение от запретного, безопасность, повиновение с отказом от беззакония. За прошедшие двадцать лет книги «Рисале-и Нур» превратили сто тысяч человек в безвредных, полезных членов этой нации и страны, и это является свидетельством того, что, когда «Рисале-и Нур» касается вопросов общества, он, твердо и свято укрепляя и усиливая воздействие этих пяти принципов, сохраняет краеугольный камень общественного порядка». (“Лучи”, 349)

Сильная вера является преградой всякого рода угнетению, включая и сам террор. Чувства мусульманина, поддавшегося чувству отмщения, могут склониться к мести, к уничтожению невинных жизней. Однако в этот момент на ум приходят Божественные повеления, низведенные с Небес. И в это время человек словно слышит эти аяты слухом сердца и чувствами веры: «И не понесет носящая (душа) (греховную) ношу другой (души)» (Коран, “Ан’ам”, 164) и «Убивший душу не за душу и не за смуту на земле, подобен тому, кто убил всех людей». (Коран, “Маида”, 32) Эти Божественные слова приводят в движение веру и она, в свою очередь, — совесть, сердце, душу, разум и многие другие тонкие духовные чувства. Исходящие из активности этих чувств мощные волны подавляют и заставляют замолчать чувства разрушения, исходящие от нафса и страстей. В конечном итоге тот крен останавливается, и человек отказывается от тех своих отрицательных действий. Иначе, лишь его страх быть пойманным и наказанным недостаточен для того, чтобы остановить то его стремление к отмщению, к насилию. Это видно из слов Бадиуззамана: «Вера (иман) в сердце и сознании человека исполняет роль постоянного духовного стража порядка, который запрещает и отвергает скверные наклонности, исходящие от нафса и страстей. Да, поступки человека исходят от наклонностей сердца и чувств. Те наклонности идут от ощущений и нужд души. Душа же приводится в действие светом веры. Если чувства тянут к добру, то душа его совершает, если же склоняют к злу, то воздерживается от него. И более слепые чувства, подгоняя его на ложный путь, не покорят его». (“Дамасская проповедь”, 76)
9. Запрет на убиение невинных людей: за чужие ошибки никто другой ответственности не несет

В противовес животным в человеческое естество была заложена способность разграничения добра и зла. Если будут даны предпочтения имеющимся в человеке безграничным чувствам и наклонностям к непослушанию, тирании и бесстрашию, то это может открыть путь к большим разрушениям. «Эгоистичный человек, который ради своих страстей и желаний, когда имеются препятствия к их достижению, готов при наличии возможности уничтожить мир и все человечество». (“Мысли”, 11) Самой великой несправедливостью человека является то, что он способен за ошибку одной личности подвергнуть наказанию сотни невинных людей. Коран же все это отвергает своим справедливым правилом: «И не понесет носящая ношу другой» (т.е. не понесет душа греховный груз другой души) (сура Ан’ам, 164).

«Воистину, человек несправедлив и невежествен» (Коран, сура Азхаб, 72) Бадиуззаман этот аят разъясняет следующим образом: «Итак, в человеческой сущности присутствуют безграничные способности к тирании. Тайна этого такова: в человеческом роде, в отличие от животных, мощь и наклонности естества не были ограничены. Наклонности тирании и любовь к своему нафсу принимают ужасающие размеры. Да, человеческое эго, принимая скверные формы эгоизма, самодовольства, себялюбия, высокомерия и упрямства, в том случае, если они прибавятся к тем наклонностям нафса, то могут измыслить такие изощренные формы великих грехов, что человечество еще не нашло им определения. Подобно тому, как это в свою очередь является веским доводом в пользу необходимости существования Ада, так и соответствующим наказанием за это может быть только Ад». (“Мысли”, 23) «Человек содержит в себе множество специфических особенностей. Если будет проявлена враждебность к находящимся в их числе отрицательным качествам, то это сделает необходимым проявление Божественного закона в аяте: «И не понесет носящая ношу другой» (сура Ан’ам, 164), дабы та враждебность ограничилась. Между тем, невежественный злодей, следуя своей деспотичной натуре, из-за одного неблаговидного качества человека посягает на права остальных его невинных качеств и особенностей его натуры, что проявляет его враждебность. Но и на этом он не останавливается, и своим угнетением начинает охватывать его родственников и коллег». (“Мысли”, 24)

В наши дни террор действует с такой дикостью, что совесть людей протестует против этого. Бадиуззаман по этому поводу говорит следующее: «Подчиняясь своему тираническому закону, эта цивилизация дает разрешение на самую ужасную дикость, наподобие того, как, если в каком-нибудь селении появится один предатель, то это селение можно будет уничтожить вместе со всеми его невинными жителями, или же если в толпе народа появится один мятежник, то всю эту толпу можно истребить, или же можно разрушить такой бесценный святой храм, как мечеть Ая-Софья, если в ней кто-то укрылся. Интересно, если один человек с позиции истины не может быть ответственен за грехи своего брата, то как же возможно такое, что тысячи невинных людей какого-либо селения или народа признали повинными или вообще истребили только за то, что в каком-то городе или районе находился всего лишь один виновник, в то время, как сам народ не имеет абсолютно никакого отношения к нему?» (“Мысли”, 25)
10. Заключение выносится согласно результату

Самой важной причиной разногласий в исламском мире является то, что некоторым событиям пытались давать оценку в относительно узком кругу, не обращая внимания на воздействие постоянно меняющихся условий, и очень часто оставляли поиски разумных решений. Между тем: «В каждом времени господствуют свои предписания. Наше время многим адатам (традициям, обычаям), вследствие их несостоятельности, вынесло смертельный приговор в виде отмены, отдавая предпочтение пользе их отмены над вредом их сохранения». (“Диспуты”, 63) Коран также неоднократно призывает человека к размышлениям и задействованию разума. Бадиуззаман, оценивая какие-либо события и суждения, особое внимание обращает на результат: «Обратите внимание на аргументы и конечный итог … на плоды, показывающие похожие деревья. Раз так, то обратите внимание на мысли. Так вот, в одних из них находятся успокоение и подчинение, в других же лишь разногласия и вред». (“Диспуты”, 15) «Плоды демонстрируют основную суть какого-либо явления». (“Диспуты”, 25) Бадиуззаман делает серьезное предостережение людям, не видящим меняющиеся условия мира и возвращающимся к старым представлениям: «Я кратко скажу вам пару слов. Можете запомнить их наизусть: «Жить в сегодняшнем дне старыми правилами – нелепость. Или прими новые правила, или же потерпишь крах». (“Диспуты”, 17)

Ставшим причиной осуществления террора от имени Ислама и видящим в этом некое великое дело, внимательно изучающим плоды этих происшествий, а также людям, задумывающимся над тем, каким странам была принесена польза теми событиями и еще какого рода злодеяниям была подготовлена почва, необходимо дать ответ на следующие вопросы: после этих событий у людей к Исламу возросли дружеские отношения или же увеличилась неприязнь? Имя Ислама было возвеличено или же запятнано? Авторитет и имидж мусульман в мире увеличился, или же мусульман начали воспринимать, как ужасных дикарей, получающих удовольствие от убийств и повсеместного кровопролития, чьи сердца переполнены ненавистью и враждой? Сердца людей по отношению к Исламу наполнились теплотой или же наоборот охладели? Тирания, ставшая причиной террора, исчезла или уменьшилась, или же вернувшись назад с еще большей силой, подвергла угнетениям еще большее количество невинных людей?

Очевидно, что этот террор не дал иного результата, кроме как увеличения предлогов для негатива и создания почвы для новых преследований. Невозможно понять, чьи разум и логика могут служить тому, чтобы не видеть всех этих разрушений и продолжать упорствовать в своем ошибочном состоянии. Бадиуззаман указывает на то, что «источник Ислама – это знание, и его основа – это разум», а также говорит, что «принятие истины и отказ от нелепых представлений» является достоинством Ислама. (“Ишарат аль-И’джаз”, 104) И многие коранические выражения, наподобие таких, как «разве они не уразумеют?» (сура Ясин, 68); «разве они не поразмыслят?» (сура Ан’ам, 50), «разве они не призадумаются?» (сура Ниса, 82) призывают в качестве свидетелей разум и знание, указывая на них, а также проявляют внимание к ученым». (“Письма”, 325) Прежде чем что-либо предпринять, необходимо для начала те или иные события и речи оценить светом разума, знания и совести, а уж после принять их или же отвергнуть.
11. Пути обеспечения всеобщего спокойствия и примирения, а также факторы устранения вражды

Фундаментальной основой примирения и спокойствия среди различных слоев человеческого общества Бадиуззаман видел во взаимопомощи. Установление общего примирения и постоянного согласия и покоя в мире неразрывно связано с созданием широких каналов взаимопомощи.

«Мостом для установления в общественной жизни порядка и обеспечения спокойствия является закят (подоходный налог в пользу нуждающихся). Общественная жизнь человечества основывается на взаимопомощи. Действенным лечебным средством и противоядием от бедствий и катастроф общественной жизни, исходящих от различных конфликтов и беспорядков, является поддержка в плане социального обеспечения неимущих слоев общества». (“Ишарат аль-И’джаз”, 45)

К тому же, наиважнейшей основой для благополучной жизни не только отдельных людей и обществ, но и всего человечества, и даже наиважнейшей основой для продолжения жизни человеческого общества является закят. Ибо в человеческом обществе существует два класса: класс богатых и класс бедных. Тем, что обеспечит оказание благодеяния и благосклонного отношения богатого класса к неимущему, а также уважение бедных к богатым является закят. Иначе сверху на головы простого народа снизойдет насилие и гнет, а у низов возникнет к богатым злоба и недовольство. И эти два класса человеческого общества будут находиться в постоянной борьбе, в постоянном конфликте друг с другом. Со временем начнется их противоборство в виде противостояния труда и капитала». (“Письма”, 274)

Сохранение общественного порядка в человеческом обществе и воздержание от вражды возможно лишь посредством справедливости, и первым условием достижения мира во всем мире является обеспечение всеобщей справедливости. Согласно разъяснению Бадиуззамана: «Равенство же по своей сути содержится в правах, а не в достоинствах и почете. В правах же шах и бедняк равны. Интересно, если Шариат запрещает осознанно наступать на муравья, тем самым запрещая подвергать его мучениям, то может ли он пренебречь правами сынов Адама? Ни за что!» (“Диспуты”, 30)

Обеспечения общественного примирения и сохранения спокойствия можно добиться опираясь на основы совести и справедливости, содержащиеся в человеческих взаимоотношениях.

«Один из дьявольских происков, который разрушает общественную жизнь человека, заключается в следующем: из-за одного неблаговидного поступка верующего человека он скрывает все его добрые дела. Несправедливые люди, внимающие подобным проискам дьявола, станут враждебно относиться к этому верующему. Между тем, когда Всевышний в Судный День будет с абсолютной справедливостью взвешивать на Своих Великих Весах деяния верующих людей, Он будет судить исходя из того, превосходят ли их благие деяния над греховными или нет. Причин, порождающих неблаговидные поступки, существует множество, и совершение их не составляет труда, поэтому порой одним-единственным добрым делом человек покроет многие свои прегрешения. Стало быть, в этом мире к людям нужно относиться, основываясь на том Божественном правосудии. Если добрые дела человека в количественном или в качественном отношении превосходят его неблаговидные поступки, этот человек заслуживает дружелюбия и уважения. И даже благодаря его лишь одному ценному доброму делу, необходимо со снисхождением отнестись ко многим его прегрешениям. Между тем, человек по несправедливости, имеющейся в нем, и по наущению дьявола из-за одного лишь неблаговидного поступка другого человека забывает множество его добрых дел и проявляет к своему верующему брату злобу, впадая в грех. Подобно тому, как если в глаз попадет крылышко мухи, то оно скроет гору, сделает ее невидимой, так и человек по злопамятству из-за прегрешения величиной с крылышко мухи покрывает добрые дела величиной с гору, забывает про них и начинает проявлять к своему верующему брату злобу и ненависть, становясь таким образом своеобразным орудием, вносящим разлад в общественную жизнь». (“Сияния”)

Обеспечение постоянного спокойствия в мире напрямую взаимосвязано с установлением принципов взаимопомощи и согласия наряду с устранением враждебности:

«Таким образом, если ты любишь себя, то не давай возможность злобе и чувству мести, которые так вредны для личной жизни, проникнуть в твое сердце. Если же они проникли в твое сердце, не слушай их слова. Посмотри, прислушайся к Хафизу Ширази, который видел истину: «Сей мир – не такое сокровище, которое стоило бы раздора». Ибо из-за того, что он бренен и мимолетен, он не представляет ценности. Если уж огромный мир таков, то ты поймешь, насколько же маловажны частные дела этого мира!.. И еще он сказал: «Две фразы истолкуют, дадут обрести покой и благополучие в двух мирах (в этом мире и в ином): великодушное обращение с друзьями и миролюбивое отношение к врагам». (“Письма”, 267)

Бадиуззаман раскрывает рецепт устранения злобы и вражды. И это заключается в ответе добром на полученное зло: «Да, подобно тому, как чувство любви само достойно любви, так и чувство ненависти, прежде всего, само достойно ненависти. Если хочешь победить своего врага, на его зло отвечай добром. Ибо если ты будешь отвечать злом, враждебность будет лишь только усиливаться. Если даже он внешне будет казаться побежденным, в его сердце затаится злоба, и он будет продолжать питать к тебе ненависть. Если же будешь отвечать ему добром, он пожалеет о случившемся и станет тебе другом. (“Письма”, 265) «Культура рождает любовь к человечеству». (“Диспуты”, 27)

Устранения беспокойств от насилия и гнета возможно достичь не посредством силы, воспринимая ее истиной, а посредством силы самой истины. Это же возможно осуществить благодаря установлению господства справедливых человеческих принципов, согласованных с всеобщим разумом и совестью. Благодаря принятию этих принципов за основу, полностью удовлетворяются чувства справедливости, и обеспечивается всеобщее человеческое спокойствие. Это же в свою очередь увеличивает воодушевление и дружелюбие, являющиеся ключом к прогрессу, и предотвращает развитие безнадежности, являющейся самой большой преградой совершенствования. Бадиуззаман по поводу неспособности установления нынешней Западной цивилизацией фундамента мира и покоя, а также по поводу необходимости ее исправления говорит следующее:

«Коран, являющийся милостью для рода человеческого, может принять лишь такую культуру, которая содержит в себе счастье для всего человечества или, по крайней мере, для большей его части. Существующая цивилизация учредила пять отрицательных основ.

Итак, путь современной философии таков: в общественной жизни за точку опоры принимает «силу». Целью ставит «наживу». Законом жизни считает «борьбу». Связующим элементом общества представляет «обособленность и ложный патриотизм, переходящий в национализм». Плодами же тех принципов является «услаждение страстей и увеличение человеческих нужд». Между тем, сила приводит к «агрессии». Принцип наживы (поскольку ни одно желание невозможно удовлетворить полностью и постоянно хочется большего) ведет к постоянным ожесточенным схваткам. По закону борьбы необходимо сражаться. Следствием же обособленности, которое вызывает желание расти, проглатывая других, является «агрессия». Таким образом, из-за этого человечество лишилось своего счастья.

Путь Корана: точкой опоры вместо силы принимает «истину». Его целью вместо выгоды является «добродетель и Божественное довольство». За основу жизни принимает не закон борьбы, а «закон взаимопомощи». Средством, связывающим общество, вместо обособленности и национализма принимает «общую веру, общее дело и общую родину». Цель его – преградить путь необузданным страстям, направить душу к возвышенным идеям, дать пищу высоким чувствам и, направив к вершинам человечности, сделать человека человеком в полном смысле слова. Делом истины является «объединение». Следствием добродетели – «сплоченность». Следствием взаимопомощи является «стремление помочь друг другу». Религия же влечет людей к «дружбе и братству». А обуздание страстей и освобождение души и направление ее к совершенству ведет к счастью в обоих мирах – в мире земном и вечном. (“Слова”)
12. Заключение

Прогресс технического характера, преподносящий человечеству определенные преимущества, как стало очевидно, большинство людей приближает к Западной цивилизации с подозрением и тревогой. Причиной этого является то, что еще живы в памяти многих события прошлого, когда во времена сосредоточения силы в одних руках вслед за этим следовало ее укрепление посредством поглощения слабых, используя при этом машину тирании; и как ради обеспечения интересов счастливого меньшинства большие массы народа были сделаны рабами; и как это послужило причиной для столкновений больших интересов. Истинной культурой, способной принести счастье и пользу всему человечеству и которая возвысит весь мир, в наши дни может быть та культура, что опирается на справедливость, любовь, добродетель и достоинство, воспитанные Исламом. Бадиуззаман приносит человечеству добрую весть, сообщая о том, что подобная культура в наши дни постепенно начинает развиваться. Бадиуззаман, давая весть о том, что в будущем будет господствовать цивилизация, наделенная миром и благополучием, призывает все человечество оставить пессимизм и питать надежду:

«Несомненно, в будущем победит добро и справедливость. И в человеческом роде, как и в других видах творений, наступит абсолютная победа добродетели и благородства. Дабы и человечество могло стать равным другим братьям, находящимся во вселенной, и дабы могло быть сказано, что и в человеческом роде утвердилась тайна извечной мудрости». (“Дамасская проповедь”, 42)

Грехи цивилизации, одержав верх над добром с преобладанием скверного над благим, дав человечеству посредством двух мировых войн две ужасные пощечины, перевернув вверх дном эту греховную культуру, залили кровью всю землю. … Да, западная культура, не вознеся над собой добродетель и путь истины, но установив свое здание на страстях и пороках, соперничестве и господстве, и по сей день проявляет превосходство зла над благом… Поскольку тенденция к развитию, имеющаяся во вселенной, заложена в естество человечества, то, несомненно, если из-за жестокости и грехов человечество в скором времени не постигнет Конец света, то в будущем истина и справедливость, восторжествовав в мире, проявит всеобщее счастье в этом мире и станет искуплением прошлых ошибок человечества. «Подобно тому, как после каждой зимы наступает весна, а после каждой ночи — утро, так и в человеческом роде наступит свое утро и своя весна. От Божественной милости вы можете ожидать истинную культуру, проявленную солнцем Истины в кругу всеобщего примирения». (“Дамасская проповедь”, 36-38) «Мы молим, надеемся и ожидаем от милости Милосердного Творца, чтобы истины Ислама стали действенной причиной, которая способна, спасая человечество от падения в бездну и очищая лик планеты, обеспечить всеобщее примирение». (“Дамасская проповедь”, 43)