1 часть. Опыт взаимного сосуществования мировых культур в вере, взаимопонимании и мире: подход «Рисале-и Нур»

6-kc4b1ta«Чувства любви и дружелюбия, обеспечивающие согласную жизнь общества и устремляющие ее к благополучию, наиболее всего достойны любви. А вражда и ненависть, переворачивающие жизнь общества вверх дном, более всего заслуживают отвращения, ненависти и отстранения от них, и являются скверными и пагубными чувствами». (С. Нурси)
«Опыт взаимного сосуществования мировых культур в вере, взаимопонимании и мире: подход “Рисале-и Нур”. Проблема борьбы c терроризмом и избавления от оружия массового уничтожения в свете “Рисале-и Нур”». Научный доклад проф. др. Юнуса А. Ченгела из Университета Невады

(Reno, NV 89557 USA yunus_cengel@yahoo.com)

Содержание:

1. Резюме.
2. Вступление.
3. Обеспечение спокойствия и борьба против террора.
4. В борьбе с террором невозможно грубой силой достичь положительного эффекта.
5. Время воздействия при помощи грубой силы и эмоций прошло, наступило время познания, добродетельности и разума.
6. Оружие массового уничтожения.
7. Террор во имя Ислама — это предательство и насилие в отношении Ислама.
8. Истинная вера с террором не совместима.
9. Запрет на убиение невинных людей: за чужие ошибки никто другой ответственности не несет.
10. Заключение выносится согласно результату.
11. Пути обеспечения всеобщего спокойствия и примирения, а также факторы устранения вражды.
12. Заключение.

1. Резюме

Головокружительный технологический прогресс настолько увеличил уровень комфорта человека, что полвека назад это невозможно было даже представить. Вместе с тем, развитие технологий разрушает мир людей, ставя под угрозу жизнь человечества, делая прогресс опасным для него. Легкость, с которой разрушается этот мир, и потенциальное использование в этих целях новейших технологий не способствуют процессу сближения людей, ставя под угрозу будущее человечества. Существующий объем мирового термоядерного оружия может разрушить этот мир не один раз и имеет стократную разрушающую силу, и осознание этого заставляет задуматься о будущем планеты. Химическое и бактериологическое оружие массового уничтожения за один раз способно уничтожить вместе с людьми все живое на Земле, что также увеличивает беспокойство за будущее. Прогресс, развивающий технологический уровень, превратился в средство войны, и для воспрепятствования этому военных и полицейских мер становится уже явно недостаточно. Ни один новорожденный не появляется на свет террористом и ни один ребенок не живет, мечтая о том, чтобы стать таковым. А это означает, что борьба с террором возможна путем детального изучения и успокоения тех чувств, которые порождают враждебность и питают ее, а также тех, что устраняют разрушающие причины терроризма. И на сегодняшний день, на наш взгляд, это под силу Исламу, который учит справедливости, благодеянию, любви и оберегает права всех творений.

Самая действенная борьба против террора возможна с помощью такой истины, которая охраняет справедливость и спокойствие, не прибегает к насилию в борьбе с террором, добивается успеха добродетельностью, которая в результате приводит к любви и взаимопониманию, а вместо конфронтации рождает объединяющую и сближающую взаимопомощь.

И это также возможно развитием и совершенствованием культуры путем ее насыщения религиозными ценностями. Ценности же современной культуры заключаются в использовании силы, поиске личной выгоды, порождении и распространении всевозможных конфликтов.

Когда речь заходит о терроре и оружии массового уничтожения, почему-то в людских умах тут же представляются мусульмане, основой религии которых является любовь. Ислам учит, что убийство одного невинного человека подобно убийству всех людей, и тем не менее, все мусульмане моментально попадают под подозрение.

Одной из причин этого предрассудка является то, что лица, принимающие участие в террористических актах, позиционируют себя мусульманами. Из самых высоких инстанций Исламского мира, самым громким голосом необходимо заявить следующее: «Мы, как мусульмане, на весь мир объявляем, что несмотря ни на какие обстоятельства, проклинаем всякий террор и использование оружия массового уничтожения. На убийство одного невинного человека мы смотрим, как на самое ужасное преступление против человечества. Тех, кто избрал путь террора и использование оружия массового уничтожения, рассматриваем, как самых безжалостных, жестоких людей». Подобное объявление в сознании миллионов людей даст сильный толчок, в корне изменит имеющееся предубеждение и всякое подозрение в отношении Ислама.
2. Вступление

Во всей вселенной и в человечестве заложена склонность к совершенству и прогрессу. На эту тему имеется разъяснение Бадиуззамана Саида Нурси: «В древе мироздания имеется склонность к совершенству. То есть все, даже самые мельчайшие частицы вселенной, подобно дереву, и все, что образовано из этих частиц, имеет склонность к совершенству и движется по направлению к нему. У человека также имеется своя особая склонность к развитию, исходящая из этой всеобщей склонности к совершенству» (“Ишарат аль-И’джаз», 117). Одним из проявлений этой склонности является то, что мир постоянно изменяется, и этот процесс имеет тенденцию к ускорению. В соревновательном виде протекает бурная деятельность, направленная на достижение прекрасного будущего, и каждый стремится принять в ней участие. Основной движущей силой, стоящей за столь быстрыми изменениями, являются высокие технологии, которые в свою очередь развиваются с головокружительной скоростью.

Развитие коммуникационных технологий в каждой квартире, в каждой комнате уместило по целому Земному шару, и теперь самое незначительное событие в какой-либо точке Земли способно оказать влияние на каждого человека. Благодаря телевизионной картинке с другого конца света мы огорчаемся мучениям людей, которых совершенно не знаем, и радуемся их счастью. А такое событие, обладающее всеобщей привлекательностью, как олимпийские игры, может собрать всех людей как одну семью, превратив Земной шар в один большой зрительный зал. Широкое распространение и использование интернета умножило поток информации и придало ускорение процессу глобализации. Отныне каждый человек в истинном смысле становится «землянином» (при этом человек ошибочно отождествляет свой маленький внутренний мир со всем внешним миром). Страдание в одной части Земли повсеместно вызывает душевную боль в каждом.

При помощи телевизионных экранов и компьютерных мониторов, выступающих в роли зеркал, событие, произошедшее в одном месте, отражаясь в них, проявляется в миллионах мест, пробуждая к нему нездоровый интерес у негативно мыслящих людей. С помощью этих экранов СМИ как будто умножают именно негативную часть событий, которая вызывает наибольший интерес у людей, превращая отрицательные последствия одного события в последствия миллиона подобных событий. Это разрушает спокойствие многих людей, ломает их надежды и убивает их духовно. Сила воздействия основывается на новизне и так называемой «свежести» событий. Поэтому в борьбе против терроризма на СМИ не только ложится большая ответственность, но и увеличивается спрос с них. Ведь отражая один террористический акт со всеми его ужасами на всю страну и на весь мир, взваливая под личиной «правды, оперативных и точных новостей» на беззащитные людские умы все самые ужасные подробности, они становятся самыми большими соучастниками террористов и подготавливают почву для новых инцидентов. В этом отношении для СМИ руководством должны быть принципы Бадиуззамана, подобные этим: «Все, что ты говоришь, должно быть правдой, но ты не имеешь права говорить все, что является правдой», «красивое представление скверны отравляет чистые мысли».

Наш век, расположившись перед телевизором, с интересом следит за печальными событиями мира, подвергает серьезной опасности душу и разум, мучая легкоранимые души. Бадиуззаман, пробуждая нас и остерегая от подобного вреда, говорит:

«Да, в нынешнее время каждый на планете сердцем, душой, разумом или телом связан с настигающими бедствиями и, терпя мучения, становится несчастным. Особенно заблудшие и беспечные люди от того, что они находятся в неведении относительно всеобъемлющей Божественной милости и совершенной Святой мудрости, с позиции естественной связи со всем человечеством и проявления сострадания к нему, помимо своей душевной боли, они также огорчаясь и от чужих ужасных страданий, испытывают еще большие мучения. Потому что, оставив действительно значимые и необходимые дела, своим бесполезным и бессмысленным интересом вмешиваясь во внешние политические схватки и события мира, они сделали беспутными свои души и заняли пустословием свои умы… Я предполагаю, что от глобального пожара и бурь этого времени, сохранившими и спасшими покой души и сердца, являются только истинно верующие, уповающие и покорные Богу люди». (“Кастамонское приложение”, 89)

Основной причиной беспокойств по поводу столкновения цивилизаций являются не ссоры и не само противостояние различных культур, а то, что их представители смотрят друг на друга с подозрением и опасением. Т.е. проявляются подозрения, идущие от незнания друг друга. Установление более близких и более теплых отношений сформирует доверительную обстановку, разгонит эти подозрения и окажет содействие утверждению всеобщего мира и согласия. Бадиуззаман разъясняет также причины агрессии некоторых этнических групп, имевших место в начале прошлого столетия: «Я предполагаю, что подобно тому, как в давние времена некоторые народы в своем воображении постоянно ожидали от вас нападения и находились в ожидании реванша, так и в наше время, воображая вероятность вашей агрессии, демонстративно проявляют свои опасения. Если они полностью убедятся, что от вас не будет каких-либо посягательств, то они удовлетворятся справедливостью» (“Диспуты”, 31). Такого рода подозрения и в наши дни могут стать причиной конфликта, и устранением этих подозрений можно будет восстановить взаимное доверие.

Во времена Османской империи последователи разных религий в Палестине и Иерусалиме на протяжении многих лет жили в мире и согласии. Это очевидно показывает, что взаимопонимание между религиями возможно. Достаточно соблюдения элементарной человеческой справедливости и основных прав. Если насыщение информационного пространства духом терроризма влечет в каком-то обществе всплеск агрессии, то необходимо, изучив причины произошедших изменений, устранить внешние воздействия, и тогда этот край вновь обретет мир и спокойствие.

В человеке самым важным и естественным чувством является чувство страха. Когда этим чувством, данным для сохранения жизни, злоупотребляют, жизнь разрушается, превращаясь в ад. Коварные пропагандисты широко используют это чувство страха в управлении общественным мнением. Зарождая и приумножая сомнение в людях, успешно оправдывают многие несправедливые вещи, порождая состояние равнодушия по многим действительно важным вопросам. Злонамеренные люди это чувствуют и используют как действенный инструмент в социальной психологии. Бадиуззаман показывает, что постоянное присутствие страха в жизни человека превращает ее в отраву. Необходимо находить взаимопонимание с целью урегулирования даже самых старых конфликтов.

«Для вас в моем сердце было напомнено об одной истине, которая может спасти вас от наказания и в этом мире, и на том свете. Эта истина такова: например, кто-то убил чьего-то брата или родственника. Убийство вместе с одной минутой наслаждения местью дает и миллионы минут душевных томлений и наказание лишением свободы. Также и родственники убитого теперь вынуждены с беспокойством думать о мести и о том, что у них есть враги, что лишает их удовольствия жизни, заставляя переносить наказание гневом и страхом. Из этого есть лишь один выход: и это то, что повелевает Коран, и то, чего требуют и поощряют истина, благополучие, человечность и Ислам. И этот выход – согласие и примирение. Да, истина и благополучие – в мирном сосуществовании». (“Слова”, 183)

Тем самым Бадиуззаман говорит, что умышленное поддержание в душе чувства вражды является враждой с самим собой и советует любящим себя не допускать в сердце мысли о вражде и мести. Этот совет распространяется также и на отношения между государствами.

Эту истину испытали на себе Германия и Франция сразу после окончания Второй мировой войны и, похоронив в прошлом прежнюю враждебность, установили прочный фундамент мирных отношений. Зародившись в Европе, это начинание подобно лавине привело к возрастанию движения, направленного на объединение мира.

В эпоху прогресса человечества в целом и отдельных людских достижений, фанатизм является самым большим препятствием адекватного восприятия мира, существенно ограничивая кругозор людей, он заставляет на каждую вещь смотреть с боязнью и враждебностью. Причиной фанатизма является невежество, а лекарством от него является знание. Бадиуззаман показывает, что благодаря росту культуры уровень фанатизма постепенно уменьшается. Человек, надевший черные очки, всё увидит черным. Точно так же, если глаз прозорливости покроется пеленой враждебности, а сердце — неверием, то все покажется скверным и плохим, и это станет причиной вражды и ненависти к людям, и даже ко всему миру.

Чтобы успешно двигаться к имеющейся цели, необходимо четко уловить направление потока времени. Иначе, говоря языком футбола, можно «попасть в офсайд», и тогда все труды пропадут напрасно. Лечить современные «болезни» «лекарствами» и знаниями столетней давности также неэффективно, как нынешние общественные и межобщественные конфликты разрешать методами прошлого века. Проблемы наших дней имеют существенные отличия, другую степень, иное измерение и требуют соответствующего подхода к их решению.

Например, в прошлом в развитии отдельного человека, или же в целом общества, вместо разума и знания доминировали чувства, и в итоге широкое распространение получили фанатизм и разногласия. В прошлом, чтобы управлять людьми или обществом, воздействовали не на интеллектуальную сферу человека, а на чувственную и эмоциональную. Сегодня вместо чувств властвует разум, знание, права человека, справедливость и общественное благо. Те государства, которые по достоинству оценили эти ценности, справедливо называют «современными». Другой пример – это страны, которые, фанатично схватившись за прошлое, отвернулись от ценностей современного мира и даже объявили войну нашему времени. Страны, отрезанные в глубоких ущельях прошлого, должны хорошо представлять себе эту картину. Течение времени и изменение мира показывает, что со временем все человечество признает ценности современности и объединится вокруг них.

Бадиуззаман эту мысль выражает следующим образом: «Прошлое, так называемая «школа чувств», не является одинаковой со школой будущего, называемой «школой знания». Прошлые поколения, подчиняя свои непросвещенные умы превосходно воспитанным и искренним чувствам, в некоторой степени являющимся чистыми, породили эпоху обособления личности и разногласий. Только у сыновей будущего в некоторой степени просвещенные умы имеют превосходство над чувствами, которые затемнены желаниями и страстями, и подчинение их своей воле стало несомненным, а также показало, что в будущем будут властвовать «общие права». В некоторой степени проявилась Человечность. Это указывает на то, что Ислам, который является «великой человечностью», подобно лучезарному солнцу, восходит на безоблачном небе будущего и над раем Азии». (“Рассуждения”, 35). Исламскому миру необходимо, прислушиваясь к этой вести и избавляясь от сомнений и страха, сесть в вагон времени. Уже сейчас они в этом вагоне не чужие и являются нашими современниками.

Сегодня, из-за происходящих в разных частях света войн, актов террора и повсеместной вражды, люди, видя вокруг столько слез, погружаются в пессимизм. Вдобавок к этому, нам еще преподносят пессимистические прогнозы на будущее, сообщая о еще большем расширении разногласий и грядущих мрачных днях. А Бадиуззаман, так как смотрит в будущее посредством бинокля Веры и Мудрости, показывает совсем иную картину:

«Благодаря научным исследованиям и множеству практических подтверждений установлено, что в масштабах вселенского порядка абсолютно главенствующей целью и истинным желанием Великого Творца являются добро, красота и совершенство. Потому что все научные исследования вселенной настолько ярко показывают порядок и совершенство сотворенного, что разум не находит ничего более совершенного из существующего». (“Дамасская проповедь”, 38)

В будущем, с полным развитием знаний человечества, люди, конечно же, так же, как и мир, будут стремиться к этому совершенству, подобно вселенскому, и докажут, что они действительно являются самым великим плодом древа мироздания. «С того момента, когда в человеческом мире начнется торжество культуры, добродетельности и свободы, вторая чаша весов будет постепенно облегчаться». (“Диспуты”, 29)
3. Обеспечение спокойствия и борьба против террора

Человек по своему естеству склонен к красоте, совершенству, благоволению, справедливости и всем сердцем любит их. Он отвергает противоположные им качества – уродство, недостатки, эгоизм и насилие. Только обладая красивыми качествами, культура станет истинной и сможет стать средством прогресса человечества. Ее принципы должны быть притягательными, а не отталкивающими, и следствием должны быть притягательные красоты души. Иначе она является ложной культурой и страшным бедствием, и вместо счастья ведет к несчастью. Доказательством этому служит пример первой половины двадцатого века, когда технический прогресс и быстрое развитие тяжелой промышленности привели к двум мировым войнам, гибели миллионов людей и превратили мир в руины. Не может быть истинной культурой та, что меньшинству приносит пользу, а большинство бросает в нищету и крайнюю бедность, это может стать лишь только аппаратом насилия.

Плоды современной европейской культуры не раскрывают душу и не удовлетворяют ее. Абсолютно очевидно, что лишь меньшинство живет зажиточно, а большая часть людей находится в состоянии голода и крайнего бедствия. Это обстоятельство переполняет людей завистью, ненавистью, враждой и жаждой мести за несправедливость. При невозможности исправить ситуацию это приведет к тому, что над человеком будут властвовать низменные чувства. А несчастные, попавшие под контроль этих низменных чувств, приобретают склонность к воровству, саботажу, преступлению, нарушению порядка и подобному разрушительному поведению, нарушающему спокойствие и мир. Поэтому современная европейская культура, не обращенная к будущему, сориентированная в своей основе на получение материальной выгоды, в своем механизме настроена на разрушение спокойствия общества, и даже мира. Вследствие этого, чтобы бороться с беспорядком, приходится изыскивать источники больших материальных средств для обеспечения мер полицейского реагирования.

Террор можно представить в виде двух частей, и каждая его часть тесно связана с состраданием и милосердием. Имеющиеся в человеке чувства сострадания и милосердия являются источниками самоотверженной защиты своих любимых и нападения на их врагов. К примеру, многие трусливые по своей природе создания наподобие курицы, под влиянием чувства милосердия, обретают образ воина, чему имеется много примеров. Если в человеческом сердце не будет господствовать искренняя вера, если он не будет полагаться на Всевышнего и проявлять покорность Ему, тогда, выйдя из-под контроля, те чувства сострадания, словно потеряв своих любимых, придут в сильное возбуждение, и над нормальным человеком будет властвовать чувство мести с его разрушительными свойствами. И уже ни разум, ни совесть не будут ему помощниками, этот человек будет вести себя как «временно лишившийся рассудка». Под давлением подобных чувств и с лишением разума такие люди даже не могут нести ответственность за свои поступки. В Американской правовой системе это (состояние аффекта) считается обстоятельством, исключающим виновность лица.

Ни путем насаждения в людских душах страха, ни путем открытого насилия воздействовать на людей, у которых и без того изранено чувство милосердия, невозможно. Это лишь превращает тех несчастных в подобие израненных львов, умножает террор и насилие. Это все равно, что воткнуть палку в пчелиный улей, что неминуемо вызовет возбуждение мирных пчел. Избавившись же от давления ранее возбужденных негативных чувств, подобные люди смогут искренне пожалеть о совершенных поступках, вернуться в прежнее мирное состояние.

Причиной второй, более страшной части террора и анархизма, является расстройство души (сердца), разрушение святых ценностей, полное исчезновение чувств сострадания и озверение, схожее с наслаждением змеи, жалящей свою жертву. В последние годы подобные люди начали появляться в большем количестве, и это является истинной угрозой для будущего культуры и человечества.

«Проросшее во время Французской революции семя свободы и независимости и последующее успешное привитие этих идей породило и дало широкое распространение разнообразным социалистическим идеологиям. А от того, что некоторые из них, в ходе своего развития, разрушили отдельные нравственные, духовные и общечеловеческие ценности, как например, большевистское движение, то в итоге то, посаженное в начале, семя дало своим плодом анархизм, который не признает и не уважает никаких рамок. Если из человеческого сердца выходит уважение и милосердие, то разум этого человека принимает образ очень страшного и жестокого зверя, которым более уже невозможно управлять политическими средствами». (“Лучи”, 593)
4. В борьбе с террором невозможно грубой силой достичь положительного эффекта

Самой большой ошибкой в борьбе против террора является то, что из-за внешне видимой малочисленности террористов и отсутствия у них мощной поддержки, у полиции и вооруженных сил создается впечатление, что они полностью могут решить эту проблему лишь своими силами. Но в борьбе против террора сила не является основным критерием. Ведь по своей сути террор является разрушением, и в нем есть легкость. Больших разрушений можно добиться и малой силой. Порой бывает так, что один человек всего лишь одной спичкой может поджечь большой район вместе с его домами, и сотня пожарников даже с самыми современными средствами не смогут его потушить. Как пишет Саид Нурси, «в своем абсолютном большинстве заблуждение и зло отрицательны, являются разрушением и относятся к небытию. А путь истины и добро в своем абсолютном большинстве положительны, являются созиданием и относятся к бытию. Всем известно, что здание, которое двадцать строителей построили за двадцать дней, один человек может разрушить за один день. Да, человеческая жизнь, продолжающая свое существование наличием всех основных органов тела и условий жизни, принадлежит могуществу Величественного Творца, вместе с тем, преступник, повреждая один из органов другого человека, приводит его к смерти, которая по сравнению с жизнью является небытием. Поэтому выражение “разрушать легко” общеизвестно и вошло в поговорку». (“Сияния”, 70)

В итоге результаты борьбы с использованием метода «кнута и пряника» остаются поверхностными. Действенная и результативная борьба против террора возможна только с условием воздействия на элементы, которые побуждают, питают и двигают чувства к разрушению и вражде. До тех пор, пока эти чувства существуют, все старания напрасны. Этого возможно добиться только на пути истины, которая управляет мыслями и согревает сердца. Бадиуззаман лаконично выражает эту мысль следующим образом: «использование хитрого метода балансирования между поощрением и наказанием, возымев только внешнее действие, закроет путь к разуму. В этом положении Лучу Истины свойственно проникновение в глубины сердец, затрагивание тонких чувств, раскрытие способностей, подобно бутону, пробуждение и наставление скрытых и спящих положительных качеств, воодушевление и возобновление истинной сущности человека, и наилучшее проявление дара речи. Воплощенным примером этого является то, как очерствевшие сердца (бедуинов), позволявшие заживо закапывать своих дочерей, и получавшие от этого в некотором смысле удовлетворение, под сиянием Истины изменились настолько, что даже к муравью облеклись проявлением нежности, став прекрасными». (“Рассуждения”, 151)

Самым эффективным и цивилизованным средством борьбы против мух является чистота. Потому что помойная яма их размножает, а нечистоты — притягивают. А борьба с использованием химических средств, помимо того, что является дорогой и обладает временным эффектом, еще и вредит здоровью человека. До тех пор, пока имеются помойные ямы, они продолжают быть центром производства мух, и в этом деле в выигрыше остаются только продавцы химических отравляющих средств. Самым же эффективным средством борьбы является недопущение размножения (в определенный сезон) мух путем закапывания тех помойных ям. Точно так же, самое действенное средство против анархизма, преступлений и террора, которые относительно угрозы сегодняшней культуры подобны вредным насекомым, это осушение болота эгоизма, эксплуатирования и насилия путем взаимопомощи, милости, благотворительности и справедливости. То есть необходимо воспитание религиозными принципами, которые основаны на милосердии. Иначе, вместо милосердия применяя жестокость, а вместо истины опираясь на силу, этих насекомых не искоренить, а наоборот, это будет поддерживать их размножение, в итоге подвергая мир более серьезным болезням. На сегодняшний день на борьбу против терроризма бюджетные средства расходуются миллиардами долларов. Эту проблему можно решить во много раз дешевле и раз и навсегда. И более того, врагов можно превратить в друзей. Этот путь проходит через добродетельность. Иначе все средства и старания уйдут напрасно.
5. Время воздействия при помощи грубой силы и эмоций прошло, наступило время познания, добродетельности и разума

Бадиуззаман часто упоминает, что каждое время в духовном плане имеет свое решение и то, что его диктует. В прошлом машину времени двигала сила, а ныне — разум, любовь и совесть. Бадиуззаман выражает это так: «Во время самовластия сила была таким правителем, что возвышался тот, у кого был острый меч и жестокая душа. Однако движущей силой конституционного правления, его духом, силой, правителем и хозяином является истина, разум, знание, закон и общественное мнение. Возвышается тот, у кого острый ум и просвещенное сердце. От того, что знание с возрастом умножается, а сила с возрастом убавляться, те средневековые правители, которые опирались на силу, обрекались на падение, а те правители, что наподобие Хызыра, опирались на знание, удостаивались «вечной» жизни». «Ваш господин и хозяин, а также ваши шейхи, опирающиеся на силу и имеющие острый меч, неизбежно падут и даже заслуживают этого. Опираясь же на разум вместо насилия, ставя на престол любовь и подчиняя чувства разуму, он не развалится, но возвысится». (“Диспуты”, 33)

Бадиуззаман дает разъяснения по поводу того, как можно догнать передовые страны: «Вы можете одержать над ними верх теми же средствами, посредством которых они одержали верх над вами, т.е. разумом, патриотизмом, способностью к развитию и склонностью к справедливости». (“Диспуты”, 68)

Бадиуззаман предостерегает людей, упорствующих в употреблении грубой силы и не видящих, что вместо нее в ходе мировых событий в данное время господствует разум, любовь и совесть: «На мой взгляд, сейчас бьющий мечем, в противоположность своей цели, причиняет вред сиротам. Теперь победа добывается не мечем. Меч должен быть, однако им должна быть Истина». (“Диспуты”, 68) События последних лет подтверждают суть данного предписания. Организации, прибегающие к силе или даже к «живым бомбам» – если даже их притязания и будут истинными – то они в любом случае удостоятся клейма террористов и народу принесут этим вовсе не счастье и успех, а мучения и слезы. Таким образом, полагающие, что все можно разрешить посредством силы и находящиеся в неведении относительно течения времени, даже имея сверхсилу, все же наталкиваются на стену господства предписаний времени и своим же оружием бьют самих же себя.

Обращая внимание на состояние нынешнего времени, определенное Бадиуззаманом, мы можем сказать, что отныне, по старой привычке вкладывающие свои инвестиции в оружие и грубую силу, свои вложения сделали бессмысленными. Те же, кто вложился в разум, знания, исследования, любовь, справедливость и всеобщую совесть, в прибыли многократно превзойдут эквивалент своего труда, и все свои цели достигнут с легкостью, даже если будут слабы в своей силе. Те, кто полагают, что к справедливым целям можно продвигаться с чувствами враждебности и мщения по пути грубой силы и террора, если желают избавиться от унижений и терзаний, засевших внутри них, смогут это сделать, лишь отбросив в сторону эти свои негативные чувства, используя здравый рассудок. Время и возможности, позволяющие развивать и иметь термоядерное оружие или же оружие массового поражения, мгновенно пробуждают от представлений прошлых времен тех, кто питает иллюзию необходимости военной мобилизации. Иначе, натолкнувшись на поток вооружений данного времени, все обернется против них и разорвется над их же головой.

Подобно тому, как действия технического характера, проведенные не обращая внимания на принципы фундаментальной физики, в конечном итоге приводят к фиаско, так и действия, не соответствующие социальным принципам и противоречащие всеобщему ходу событий и состоянию необходимости, также вызовут противоположную реакцию и останутся бесплодными. Желающему получить помощь Всевышнего, необходимо подчиниться законам, установленным Им. Иначе в ответ на свои непокорные действия он получит лишь отвержение. И Бадиуззаман по этому поводу говорит следующее: «Кто желает помощи (т.е. чтобы содействовала Божественная помощь), тому необходимо быть знакомым с законами Творца, с природой и естеством, и проявить по отношению к ним согласие. Иначе, противореча естеству, в ответ он будет отвергнут».