Четвертое сияние

Четвертое сияние

(“Путь Сунны” отдал предпочтение этой брошюре)

Несмотря на то, что вопрос, касающийся четырех Халифов, является второстепенным вопросом, из-за того, что ему придано излишнее значение, он, войдя в разряд одной из основ веры, стал предметом обсуждения в исламском богословии, поэтому этот вопрос касается основ нашего служения Корану и вере и вкратце здесь изложен.

(*) “Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. К вам пришел посланник из вас самих. Тяжко для него, что вы грешите; он — ревнует о вас, к верующим — кроток, милостив. А если они отвернутся, то скажи: “Довольно мне Аллаха! Нет божества, кроме Него; на Него я положился, ведь Он — Господь великого трона!” (Коран, 9:128-129) “… Скажи: “Я не прошу у вас за это награды, а только любви к ближним …” (42:23)

Из многих великих истин этого великого аята мы двумя темами укажем на одну-две его истины.

ПЕРВАЯ ТЕМА

(в четырех пунктах)

Первый пункт. Повествует о совершенном сострадании и милости Почтенного Посланника Пророка Мухаммеда, МЕИБ) по отношению к своей умме 12 (народу).

Да, как сообщается в достоверном хадисе 13 , в то время, когда от ужаса Дня Суда все, и даже Пророки, будут говорить “ мой нэфс, мой нэфс ” (т.е. думая о себе, о своем положении), Почтенный Посланник (МЕИБ), говоря “ мой народ, мой народ ”, проявит свое великодушие и милость; и опять же, когда он только появился на свет, по подтверждению знающих людей эхл-и кешф 14 , его мать услышала от него слова “ мой народ, мой народ ”.

А также, подобно тому, как вся история его жизни и распространенная им милосердная, высокая нравственность показывает его совершенное милосердие и великодушие, так и, проявив свою безграничную потребность в бесчисленных салаватах 75 (молитвах ему) своего народа, показав, что от своего совершенного сострадания он связан со всеобщим счастьем своего народа, он проявил свое безграничное милосердие.

Таким образом, сравни, какой неблагодарностью и бездушием является несоблюдение величайших повелений ( Сунны 19 ) такого сострадательного и милостивого Наставника (МЕИБ).

Второй пункт. Почтенный Посланник (МЕИБ) в многогранной и всеобщей пророческой миссии проявлял к некоторым частным и незначительным обстоятельствам значительное милосердие. Судя же внешне, трата этого значительного милосердия на те незначительные и частные обстоятельства не приличествует чрезмерной важности пророческой миссии. Но, в действительности, это незначительное обстоятельство являлось началом и представителем некоей цепи (обстоятельств), которое могло стать опорой для многогранной (всеобщей) пророческой миссии, поэтому во имя этой великой цепи он (МЕИБ) придавал чрезмерную важность ее представителю.

Например, чрезмерное милосердие и важность, которые проявлял Почтенный Посланник (МЕИБ) к (своим внукам) Хасану и Хусейну в их детстве, не является лишь только врожденным милосердием и любовью, исходящей от родственных чувств, а скорее, они были проявлены в отношении того, что они являлись началом некоей лучезарной цепи пророческой миссии и источником, представителем, оглавлением очень важного собрания наследников Пророка.

Да, Почтенный Посланник (МЕИБ) от своего совершенного милосердия, взяв в объятия Хасана (Р.А. 15 ), поцеловал его голову, — поцеловал во имя его многих лучезарных, благословенных потомков, таких как Гавс Азам Шейх Гейляни 16 , которые были, подобно махди 17 , наследниками пророческой миссии и носителями Божественных Законов, принесенных Пророком Мухаммедом (МЕИБ). И одобрил, увидев своим пророческим взглядом их святое служение, которое в будущем они будут нести. И в качестве признака этого одобрения и поощрения он поцеловал голову Хасана (Р.А.).

А также чрезвычайная важность и милосердие, проявленные Пророком (МЕИБ) в отношении Хусейна (Р.А.), были проявлены во имя таких великих имамов из его светлой родословной, как Зайналь-Абидин и Джафар Садык, и очень многих, подобных махди , истинных наследников Пророка, и во имя всего Ислама и пророческой миссии. Во имя этого он (МЕИБ) поцеловал Хусейна (Р.А.) и проявил к нему свое совершенное милосердие и придал ему великую важность.

Да, Пророк Мухаммед (МЕИБ) своим сердцем, сведущим в скрытом мире, находясь в этом мире, из Века счастья 41 созерцал Хашир (День Суда), находящийся в Вечности, и с земли видел Рай и наблюдал небесных ангелов, и в темных завесах прошлого видел скрытые события, происходившие со времен Адама, и его светлый взгляд и глаза, видящие будущее, удостоившиеся увидеть даже Величественного Творца, конечно же, видели актабов (великих аулия 9 ), имамов 47 и махди 17 , следующих из поколения в поколение от Хасана и Хусейна, и во имя их всех он (МЕИБ) поцеловал их голову. Да, в поцелуе головы Хасана (Р.А.) есть великая доля Шейха Гейляни.

Третий пункт. Согласно одному толкованию, смысл этого аята (42:23): (“…а только любви к ближним”) таков: Почтенный Посланник (МЕИБ) не требует награды за выполнение своей пророческой миссии, а лишь желает любви к своей семье.

Если же будет задан вопрос: “Судя по этому смыслу, видится преследование некоей выгоды, исходящей в отношении родственной близости. Между тем, по смыслу аята (Коран, 49:13): “Ведь самый благородный из вас перед Аллахом — самый благочестивый” , выполнение пророческой миссии происходит в отношении Божественной близости, а не родственной”.

Ответ. Почтенный Посланник (МЕИБ) своим взглядом, сведущим в скрытом мире, увидел, что его Ал-и Бейт 22 (семья, род) станет в Исламском мире в виде некоего светлого древа; и личности, которые на всех уровнях Исламского мира будут выполнять обязанности руководителей и наставников на уроке человеческого совершенствования, в своем абсолютном большинстве выйдут из рода Пророка. Он увидел, что молитва в отношении его семьи:

“О Аллах! Благослови Мухаммеда и семью Мухаммеда так же, как Ты благословил Ибрахима (Авраама) и семью Ибрахима. Поистине, Ты — Достославен!” , которую читает его умма 12 в ташаххуде 18 , будет принята Господом. То есть, он увидел, что подобно тому, как светлыми руководителями в народе Ибрахима (мир ему) в абсолютном большинстве являются Пророки из семьи и рода Пророка Ибрахима (мир ему), так же и в умме Мухаммеда (МЕИБ) величайшую обязанность в Исламе, в большинстве тарикатов и школ, подобно Пророкам сынов Израиля, будут выполнять актабы (великие аулия) из Ал-и Бейта (рода) Пророка Мухаммеда (МЕИБ). Поэтому, получив повеление (Коран, 42:23):

“… Скажи: “Я не прошу у вас за это награды, а только любви к ближним …” , он пожелал любви своей уммы к Ал-и Бейту (к своему роду, семье).

В других преданиях, подтверждающих эту истину, он повелел: “Я оставляю вам две вещи, если вы будете следовать за ними, то найдете спасение. Первая — это Книга Аллаха (Коран), а вторая — Ал-и Бейт”. Потому что источником и хранителем Сунны 19 , обязанным всесторонне покровительствовать ей, является Ал-и Бейт .

Таким образом, основываясь именно на этом смысле, этой истиной хадиса было сообщено о подчинении Книге и Сунне. Стало быть, в отношении пророческой миссии целью от Ал-и Бейта 22 является Сунна Пророка. Подобно тому, как тот, кто оставил его Сунну, не является истинным представителем Ал-и Бейта, так же он не может быть и истинным другом Ал-и Бейта.

А также смысл его стремления собрать свою умму вокруг Ал-и Бейта таков: по дозволению Аллаха он знал, что со временем Ал-и Бейт умножится, и понимал, что Ислам ослабнет. И в этой ситуации необходимо такое очень сильное и многоликое солидарное общество, которое стало бы источником и центром в духовном развитии Исламского мира. По дозволению Аллаха думая об этом, он желал, чтобы его умма собралась вокруг Ал-и Бейта.

Да, даже если представители Ал-и Бейта (рода Пророка) в отношении веры и убеждения и не опережают остальных, то все же, в отношении покорности, поддержки и приверженности к Исламу, они находятся намного впереди, ибо по своей природе, родству и характеру они являются приверженцами Ислама. А от врожденной приверженности, даже если она и слаба, безвестна, и даже несправедлива, невозможно отказаться. А тем более, разве откажется от своей приверженности человек, явно чувствующий, насколько основательной и естественной является его приверженность к той Истине, с которой были связаны все его предки, которые были очень сильными, правыми и известными, снискали славу и которые жертвовали своими душами на пути этой Истины?

И вот из-за этой сильной приверженности и исламского естества эхл-и Бейт (члены рода Пророка) даже самый маленький признак в пользу Ислама принимают как некое сильное доказательство, потому что они являются сторонниками Ислама от рождения. Другие же принимают его после сильных доказательств.

Четвертый пункт. По взаимосвязи с Третьим пунктом мы коротко укажем на одну проблему, являющуюся источником распрей между шиитами 20 и суннитами 21 ( эхл-и суннат валь-джамаат ), которая возросла в такой степени, что вошла в книги по вероубеждению и в разряд основ имана (веры). Проблема заключается в следующем:

Эхл-и суннат валь-джамаат (сунниты) говорят: “Среди четырех праведных халифов Али (Р.А. 15 ) является четвертым. Абу Бакр Сыддык (Р.А.) был более предпочтительней и более достойным на правление, поэтому он и стал первым халифом”.

Шииты говорят: “Право было за Али (Р.А.). К нему отнеслись несправедливо. Самым достойным среди всех является Али (Р.А.)”.

Вкратце суть приведенных ими доказательств в пользу своего утверждения такова:

Они говорят: “Имеющиеся переданные хадисы Пророка (МЕИБ) в отношении Али (Р.А.) и то, что своей степенью “ шах-ы велаят ” (“глава велаята 28 ”) он является исходной инстанцией для абсолютного большинства аулия и тарикатов, и его необыкновенные качества в поклонении, в храбрости, в знаниях, а также большое внимание, проявленное Пророком Мухаммедом (МЕИБ) по отношению к нему и к идущему от него роду Ал-и Бейт 22 , показывают, что самым достойным является он. Право правления всегда было за ним, но оно было отнято у него”.

Ответ. Неоднократное собственное признание Али (Р.А.) и его более чем двадцатилетнее следование тем трем халифам, находясь на степени их Шейх-уль-Ислама (глава ученых), опровергает эти утверждения шиитов. К тому же, победы Ислама и борьба с врагами во времена правления этих трех халифов, а также события, произошедшие во времена правления Али (Р.А.), вновь, в отношении Исламского халифата, опровергают утверждения шиитов. Стало быть, верным является утверждение людей эхл-и суннат валь-джамаат .

Если будет сказано: “Есть две группы шиитов, одна из них — это шиа-и велаят 23 (последователи тариката 7 ), вторая — шиа-и хилафат 24 (политические сторонники правления Али). Допустим, эта вторая группа из-за примеси в ней злобы и политики не права, но в первой группе злобы и политики нет. Между тем, шииты-последователи тариката, присоединились к шиитам-сторонникам правления Али, т.е. некоторая часть аулия, относящаяся к тарикату, считает более достойным Али (Р.А.). Они подтверждают утверждения шиа-и хилафат , относящиеся к политике”.

Ответ. На Али (Р.А.) необходимо смотреть с двух точек зрения:

Одна сторона: с точки зрения его личного совершенства и степени.

Вторая сторона: с точки зрения представителя духовного облика 25 семьи Пророка ( Ал-и Бейта ). А духовный облик Ал-и Бейта проявляет своего рода характер Почтенного Посланника Пророка Мухаммеда (МЕИБ).

Так вот, в отношении первой точки зрения сперва сам Али (Р.А) и все знатоки истины отдают предпочтение Абу Бакру и Омару (Р.А). Их степени в отношении служения Исламу и близости к Аллаху они увидели более высокими.

В отношении второй точки зрения Али (Р.А.) является представителем духовного облика семьи Пророка Мухаммеда (МЕИБ), а духовный облик семьи Пророка в отношении того, что он представляет Реальность Мухаммеда (МЕИБ), сравнению не подлежит. Таким образом, чрезвычайно хвалебные хадисы Пророка в отношении Али относятся к этой, второй, точке зрения. Есть достоверное предание (хадис), подтверждающее эту истину:

Почтенный Посланник (МЕИБ) сказал: “У каждого Пророка были свои наследники. Мои же наследники — это наследники Али (Р.А.).”

Секрет большого распространения хадисов с большей хвалой в отношении Али (Р.А.), чем других халифов, заключается в следующем:

Эхл-и суннат валь-джамаат , являющиеся людьми истины, против несправедливых нападок и принижений со стороны омейядов 26 и хариджитов 27 в отношении Али (Р.А.), во множестве распространили хадисы, касающиеся его. Другие же праведные халифы не очень были подвергнуты такой критике и принижению, поэтому не было необходимости в широком распространении хадисов, касающихся их.

А также Пророк Мухаммед (МЕИБ) своим пророческим взглядом видел, что в будущем Али подвергнется скорбным событиям и междоусобным раздорам, и чтобы избавить Али (Р.А.) от отчаяния, а свою умму 12 — от сомнений в отношении него, такими важными хадисами, как этот: “Для кого я являюсь господином, для того и Али господин”, давал утешение Али (Р.А.) и указывал своей умме путь Истины.

Чрезмерная любовь шиа-и велаят 23 по отношению к Али (Р.А.) и их предпочтение его, исходящее в отношении тариката 7 , не возлагает на них ответственность в той степени, как на шиа-и хилафат 24 . Ибо последователи тариката вследствие своего метода относятся к своим муршидам (духовным наставникам) с любовью. А следствием любви является чрезмерность: такой человек желает видеть своего любимого выше его степени, и именно так его и видит. Эти люди могут быть прощены за чрезмерное проявление своей любви. Однако они могут заслуживать прощения с тем условием, что их предпочтение Али, исходящее от их любви к нему, не проявлялось в виде осуждения и ненависти к остальным праведным халифам, и не выходит за рамки основ Ислама.

А что касается шиа-и хилафат , то из-за того, что у них есть примесь политических целей, они не могут избавиться от вражды и нападок, и теряют право на прощение. И даже в подтверждение этой фразы: “Кто не проявляет ненависти к Омару, тот не любит Али”, из-за того, что иранцы получили рану от руки Омара (Р.А.), свою месть они проявили в виде любви к Али, а также восстание Амра ибн аль-Аса против Али (Р.А.) и трагическая война Омара ибн Сада против Хусейна (Р.А.) придали шиитам глубокую злобу и ненависть по отношению к имени Омар.

У шиа-и велаят нет права, чтобы критиковать эхл-и суннат валь-джамаат , потому что вместе с тем, что ахл-и суннат не принижают Али (Р.А.), они серьезно любят его. Однако избегают чрезмерной любви, которая по преданию хадиса считается опасной и пагубной. Одобрение Пророка (МЕИБ), высказанное в хадисе относительно помощников ( ши’а ) Али, относится к эхл-и суннату , потому что своей праведной любовью помощниками Али (Р.А.) являются эхл-и суннат валь-джамаат — люди пути Истины. Подобно тому, как чрезмерная любовь к Пророку Исе (Иисусу) (мир ему) опасна и пагубна для христиан, так и подобная чрезмерная любовь по отношению к Али (Р.А.) – о чем разъяснено в достоверном хадисе – является опасной и пагубной.

Если шиа-и велаят скажут: “После принятия необыкновенных достоинств Али (Р.А.) невозможно предпочесть ему Абу Бакра Сыддыка (Р.А.)”.

Ответ. Если на одну чашу весов положить личные достоинства Абу Бакра Сыддыка (или Омара Фарука) (Р.А.) и обязанность наследования миссии Пророка (МЕИБ) вместе с совершенным ее исполнением в период его правления, а на другую чашу весов положить необыкновенные личные достоинства Али (Р.А.), а также произошедшие из-за трагических событий междоусобные столкновения в период его правления, в которых он был вынужден участвовать и которые подверглись сомнениям, то, конечно же, чаша Абу Бакра Сыддыка, или Омара Фарука, или же Османа Зиннурейна (Р.А.), перевесит, что и увидели эхл-и суннат и предпочли их.

А также, как было доказано в Двенадцатом и Двадцать четвертом Слове , степень пророческой миссии в сравнении с велаятом 28 (святостью) настолько высока, что крупица проявления пророческой миссии предпочтительней, чем проявление велаята величиной с гору. С этой точки зрения, в отношении наследования пророческой миссии и в установлении его законов, с Божественной стороны большая доля дарована Абу Бакру Сыддыку и Омару Фаруку (Р.А.), доказательством чего, по мнению эхл-и суннат валь-джамаат , является их успех в период своего правления. А личные достоинства Али (Р.А.) не могут лишить их этой большей доли, исходящей от того наследования пророческой миссии, поэтому Али (Р.А.) во времена правления праведных халифов Абу Бакра и Омара (Р.А.) был их Шейх-уль-Исламом (главой ученых) и глубоко их уважал.

Интересно, как люди истины, эхл-и суннат , любящие и уважающие Али (Р.А.), могут не любить и не уважать Абу Бакра и Омара (Р.А.), которых Али (Р.А.) любил и глубоко уважал? Эту истину раскроем на одном примере:

Например, из наследства одного очень богатого человека одному из его детей выдается четыре батмана 29 золота с двадцатью батманами серебра. Второму дается пять батманов золота с пятью батманами серебра. И если третьему будет дано пять батманов золота с тремя батманами серебра, то, конечно, хотя и последние двое получают по весу меньше, но по ценности — больше.

Так вот, подобно этому примеру, небольшое превышение доли Абу Бакра и Омара (Р.А.) от золота истины Божественной близости ( акрабият 30 ) к ним, проявленной в наследовании ими пророческой миссии и в установлении ими принесенных Посланником (МЕИБ) Божественных законов, превосходит приближение ( кур-бият 31 ) к Аллаху и совершенства велаята 28 , возникающие от жемчуга личных достоинств и велаята. При сравнении (халифов) необходимо учитывать эти моменты. Иначе, если сравнивать их друг с другом в отношении личной доблести, знаний и велаята, тогда истина примет другой вид.

К тому же, в отношении олицетворения в личности Али (Р.А.) духовного облика семьи Пророка (МЕИБ) и с точки зрения Реальности Мухаммеда (МЕИБ), проявленной в этом духовном облике в отношении абсолютного наследования, он сравнению не подлежит. Ибо там скрыта великая тайна Пророка (МЕИБ).

Что же касается шиа-и хилафат 24 , то по отношению к эхл-и суннат валь-джамаат 21 у них нет ничего, кроме смущения. Ибо, несмотря на то, что они утверждают о своей исключительной любви к Али (Р.А.), они принижают его, и из их учения следует, что он поступал безнравственно. Ибо они говорят: “Несмотря на то, что Абу Бакр и Омар (Р.А.) были не правы, Али (Р.А.) потворствовал им (по терминологии шиитов — остерегался их), то есть боялся их и лицемерил.”

Интересно, возможно ли такую личность, являющуюся героем Ислама и заслужившую титул “ Асадуллах ” (“Лев Аллаха”), являющуюся вождем и руководителем сыддыков 32 (людей, преданных Исламу), видеть с такими качествами, как лицемерие и трусость и проявление притворной любви к нелюбимым людям, и более двадцати лет боязливое потворство и согласие подчиняться неправым? Это не является проявлением любви к Али (Р.А.), и такого рода любовь он отвергнет.

Таким образом, учение людей пути Истины ни в одном отношении не принижает Али (Р.А.), не обвиняет его в безнравственности, не приписывает к такому диву храбрости трусость. Они говорят: “Если бы Али (Р.А.) не был убежден в справедливости праведных халифов, то не стал бы признавать их и не подчинился бы им ни на минуту. Стало быть, из-за того, что он видел их правыми и более достойными, он посвятил свое усердие и доблесть на пути справедливости…”

Одним словом, проявление крайности в чем бы то ни было к добру не приводит. А прямой путь — это середина, которую избрали эхл-и суннат валь-джамаат. Но, к сожалению, вместе с тем, что под завесу эхл-и суннат валь-джамаат частично проникли идеи хариджизма 27 , так и люди, увлеченные политикой, и некоторая часть безбожников критикуют Али (Р.А.). Они (да сохранит Аллах) говорят, что от незнания политики он не был полностью способен управлять и не смог этого сделать.

Таким образом, из-за этих несправедливых их обвинений шииты проявляют обиду и злятся на суннитов ( эхл-и суннат ). Между тем, из правил и основных учений эхл-и суннат не следует таких суждений, а напротив, они доказывают обратное. Нельзя осуждать эхл-и суннат из-за этих суждений, исходящих со стороны хариджитов и безбожников. И даже эхл-и суннат больше, чем шииты, являются сторонниками Али (Р.А.). Во всех своих хутбах (проповедях), молитвах они упоминают Али (Р.А.) с достойной его хвалой. И особенно, абсолютное большинство аулия 9 и асфия 33 (ученых) из эхл-и суннат валь-джамаат признают его как муршида (духовного наставника) и шах-ы велаята (главу велаята 28 ). Шииты, оставив хариджитов и безбожников, заслуживших неприязнь со стороны и шиитов, и суннитов, не должны занимать враждебную позицию против людей пути Истины (даже некоторая часть шиитов назло суннитам оставляет выполнение суннатов 19 )… Ладно, по данному вопросу мы сказали уже много (потому что он много обсуждался среди ученых).

О эхл-и суннат валь-джамаат , являющиеся людьми пути Истины, и шииты, принявшие за основу путь любви к роду Пророка (Ал-и Бейту 22 )! Скорее прекратите между собой этот бессмысленный и пустой, неправый, губительный раздор. Иначе основательно господствующее нынче безбожное течение будет использовать одних из вас в качестве орудия против других. Разбив одних, разобьет и это орудие. Из-за того, что вы являетесь людьми единобожия, между вами существуют сотни серьезных священных уз, повелевающих братство и союз, и поэтому крайне необходимо оставить незначительные вопросы, которые приводят к разобщению.

* * *

ПРИМЕЧАНИЯ

1. МЕИБ — “Мир ему и благословение” (молитва, благопожелание Пророку Мухаммеду).

2. Мусаббиб-уль-Асбаб — Истинная Причина, которая создает и обладает всеми причинами, — Аллах.

3. Ахадият — проявление единства Творца в каждой вещи.

4. Гафлет — беспечность, небрежение, забытье (в отношении Аллаха, Иного мира, предписаний веры).

5. Нэфс (нафс) — душа, “эго” человека. Источник низменных (животных) страстей и влечений.

6. Рубубият — качество Всевышнего Творца в любом месте, в любое время давать всем своим созданиям все необходимое, заботиться о них и управлять ими.

7. Тарикат — а) букв. “ путь, дорога ”; путь постепенного приближения сердцем ( кальб ) к познанию Истины ( хакиката ), путь религиозно-нравственного самосовершенствования, включает в себя аскетическую практику. б) Тарикат Накшбенди — один из самых известных тарикатов, основанных Шейхом Багауддином Накшбенди. в) Тарик-ы хафи — заключает в себе метод внутреннего (сердцем), беззвучного поминания ( зикр ) Аллаха. г) Тарик-ы джахри — тарикат, в котором используется метод громкого (вслух) поминания Аллаха.

8. Простирание (расширение) времени — долгая жизнь в коротком промежутке времени.

9. Аулия — богобоязненные, праведные люди, имеющие высокую степень у Всевышнего.

10. Сворачивание (сужение) времени — жить и видеть коротким долгий промежуток времени (противоположность простирания времени ).

11. Ма’буд — Тот, кому поклоняются; Бог.

12. Умма — последователи какого-либо из Пророков.

13. Хадис — слова, повеления, деяния Пророка Мухаммеда.

14. Эхл-и кешф — аулия, которым по милости Аллаха раскрываются скрытые знания и истины, которые невозможно увидеть и узнать внешними чувствами.

15. Р.А. — “Радыйаллаху-‘анх” — “Да будет доволен им Аллах”.

16. Гавс Азам (Абдулкадир Гейляни) — один из самых величайших аулия.

17. Махди — букв. “ удостоившийся и направляющий на путь Истины ”, величайшая Личность, которая, появившись перед концом света, будет бороться с Даджжалем (Антихристом) и направит людей, укрепив их веру, на путь Истины.

18. Ташаххуд — чтение молитвы в сидячем положении (во время намаза).

19. Сунна (суннат) — собрание преданий (хадисов) о поступках и высказываниях Пророка Мухаммеда (МЕИБ).

20. Шииты, шиизм — одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений в исламе. Возник в 7 в. на почве споров о числе имамов и личности последнего из них. Шииты признают законными преемниками Мухаммеда (МЕИБ) лишь имамов из рода Али (Р.А.).

21. Сунниты ( Эхл-и суннат валь-джамаат ), суннизм — одно из двух (наряду с шиизмом) основных направлений ислама. Сунниты наряду с Кораном следуют Сунне Пророка Мухаммеда (МЕИБ). При решении вопроса о высшей мусульманской власти (имаме-халифе) опираются на согласие всей общины.

22. Ал-и Бейт — семья, род, потомки Пророка Мухаммеда (МЕИБ).

23. Шиа-и велаят — шииты-последователи тариката.

24. Шиа-и хилафат — шииты-политические сторонники правления имама Али и потомков из его рода.

25. Духовный облик (духовная личность) — общество, община, группа людей, объединенных одной общей идеей (идеологией).

26. Омейяды — династия арабских халифов (661-750 г.), к которым перешла власть после эпохи правления четырех праведных халифов. В период правления омейядских халифов Ал-и Бейт был подвержен гонениям, происходили внутренние междоусобицы.

27. Хариджиты, хариджизм — приверженцы одной из заблудших мусульманских радикальных сект (возникла в 7 в.), в свое время выступившие против Имама Али.

28. Велаят (святость) — близость к Аллаху, приобретаемая путем самосовершенствования, аскетизма, величайшей богобоязненности, поклонения и покорности Аллаху. Аллах по Своей воле может даровать такому человеку — аулия — необыкновенные способности ясновидения, прорицания и т.д. а) Велаят-ы кюбра (см. также примечание 49. Великий путь) — великий велаят: короткий, но возвышенный путь перехода от внешней реальности к истине, исходящий от наследования пророческой миссии; путь сахабов. б) Велаят-ы сугра — малый велаят: преодолевая ступени в отношении удаленности человека от Всевышнего, приближение к Нему; этим способом идет большинство тарикатов.

29. Батман — мера веса, около 8 килограммов.

30. Акрабият — близость Аллаха к человеку.

31. Курбият — приближение человека к Аллаху своими стараниями.

32. Сыддык — искренний, праведный человек, верный Аллаху и Пророку (как Абу Бакр Сыддык). Сыддыкыят — верность, преданность.

33. Асфия — великие мусульманские ученые, изучающие и раскрывающие истины ислама.

34. Сахаба (арабск. мн.ч. — асхаб ) — букв. “ владелец, обитатель ” — человек, видевший Пророка Мухаммеда (МЕИБ), его сподвижник.

35. Обитатели пещеры ( асхаб-ы кехф ) — верующие люди, которые спрятались в пещере от гонений из-за своих убеждений (о них упоминается в Коране в суре “Пещера”).

36. Бид’а (бид’ат) — нововведение в исламе; то, что не основано на доказательстве из Шариата.

37. Иджма — согласие во мнениях мусульманских ученых.

38. Иджтихад — букв. “ усердие, старание ” — вынесение решения на основе глубокого знания Корана и Сунны в отношении религиозно-правовых вопросов. Муджтахид — букв. “ усердствующий ” — представитель высшей категории мусульманских богословов-законоведов, обладающий правом делать иджтихад.

39. Мусейлима Кеззаб — лжепророк, живший в Аравии во времена Пророка Мухаммеда (МЕИБ).

40. Хабибуллах — “ Любимец Аллаха ” — эпитет Пророка Мухаммеда.

41. Век Счастья, Эпоха Благополучия ( Аср-ы Саадат ) — время, в которое жил Пророк Мухаммед (МЕИБ).

42. Зикр — поминание (восхваление, размышление, благодарение и т.д.) Аллаха.

43. Тасбих (мн.ч. — тасбихат) — прославление, возвеличивание Аллаха.

44. Сейр-и анфуси — метод духовного самосовершенствования путем внутреннего самосозерцания, свойственный большинству тарикатов хафи (см. прим. 7в). Сейр-и афаки — метод духовного самосовершенствования путем внешнего созерцания мира.

45. Нэфс-и эммарэ — повелевающие низменные страсти, чувства человека.

46. Шахид — умерший на пути Всевышнего.

47. Имам — духовный глава, руководитель.

48. Таква — богобоязненность, избегание совершения грехов.

49. Великий путь — путь сахабов и великих муджтахидов, являющихся наследниками пророческой миссии. (см. также примечание 28а. Велаят-ы кюбра )

50. Мазхаб — учение, школа, течение.

51. Шесть сторон — т.е. передняя, задняя, правая, левая, верхняя, нижняя стороны.

52. Адаб — добрые нравы; приличие; нормы поведения.

53. Саваб — воздаяние за благое дело.

54. Божественные Законы (Шариат) — Законы, основанные на Коране и Сунне.

55. Хузур — 1. душевное равновесие, спокойствие, 2. аудиенция; ощущение нахождения перед Аллахом.

56. Муджаддид альф-и сани — букв. “ реформатор второго тысячелетия ” — это звание принадлежит Имаму Раббани (Р.А.). Муджаддид — это великий ученый-реформатор, который, по преданию достоверного хадиса, посылается каждые сто лет, чтобы донести истины веры в соответствии с условиями данного периода времени.

57. Муршид — букв. “ ведущий по правильному пути ” — руководитель, наставник.

58. Вахдет-уль-вуджуд, вахдет-уш-шухуд — методы приближения к Аллаху в тарикате.

59. Джинны — бестелесные (нематериальные) разумные создания.

60. Вахидият — проявление единства Творца в целом во вселенной.

61. Алем-и Амир — мир, находящийся над ‘Аршем, в котором дела выполняются сразу лишь по одному Божественному повелению.

62. Хаджар-уль Асвад — знаменитый “Черный камень”, помещенный в восточном углу Каабы (в Мекке).

63. Хашир — День воскресения из мертвых; место, где в Судный день соберутся все люди.

64. Улухият — Божественность; Всевышний Аллах, который лишь один достоин поклонения.

65. Фасубханаллах — возглас удивления: “Аллах превыше всех недостатков”.

66. Печать Пророков, Гордость мира — эпитеты Пророка Мухаммеда (МЕИБ).

67. Аят — 1. стих Корана; 2. знак, примета, знамение.

68. Михраб — молитвенная ниша в стене мечети, обращенная к Мекке.

69. Минбар — кафедра, место в мечети, с которого читают проповеди и наставляют людей.

70. Керамат — чудо, совершенное праведником (аулия).

71. Ирхасат — необыкновенные случаи и явления, произошедшие до пророческой миссии Мухаммеда (МЕИБ) и являвшиеся предзнаменованием его пророчества.

72. Шайтан — 1. сатана; 2. шайтаны — создания-носители зла, они могут быть из людей и джиннов.

73. Ду’а — молитва, мольба, воззвание, обращение к Аллаху.

74. ‘Арш, ‘Арш-и А’зам — Божественный Трон.

75. Салават — молитва, благопожелание Пророку Мухаммеду.

76. Хутба — проповедь, обращенная к людям и напоминающая им о Божественных повелениях и запретах.

77. Мухаддис — ученый, изучающий хадисы.

78. Ми’радж — вознесение Пророка Мухаммеда к Всевышнему.

79. Каб-и Каусейн — степень, которую достиг Мухаммед (МЕИБ); некая степень между вероятным (созданным) и необходимым.

80. Сидрат-уль Мунтаха — последняя высочайшая степень, находящаяся на Седьмом небе, которую достиг Мухаммед (МЕИБ) при Ми’радже.

81. Каусар — райский источник.

82. Таватур — достоверная весть, исходящая от разных людей; объединение разных людей в основе (в сути) сообщаемого ими события (явления).

83. Мунаджат — молитва, мольба к Аллаху о спасении.

84. Исрафил — ангел, который, возвещая о приходе Дня Воскресения, подует в трубу Сур.

85. Вирд — постоянно читаемая молитва, зикр.