Третье Сияние

К этому Сиянию в некоторой степени примешались чувства и радости. А от того, что воодушевление чувств и радости не очень-то прислушивается и соблюдает правила разума, критерии суждения, то это Третье Сияние не следует взвешивать весами логики.“Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Всякая вещь гибнет, кроме Его лика. У Него решение, и к Нему вы будете возвращены!” (Коран, 28:88)Две фразы:( “О Вечный, Ты вечен! О Вечный, Ты вечен!” ), выражающие смысл вышеуказанного аята, раскрывают две очень важные истины. И вот поэтому некоторая часть духовных наставников тариката 7 Накшбенди , сделав для себя из этих двух фраз некую особую молитву, относятся к ним как к своей постоянно читаемой молитве. Поскольку эти две фразы выражают смысл этого великого аята, мы разъясним несколько пунктов двух важных истин, раскрываемых этими двумя фразами.ПЕРВЫЙ ПУНКТ. Первая фраза
( “О Вечный, Ты вечен!” ) в виде некоей хирургической операции отлучает, отрезает сердце от всего земного, а именно:
Человек, в отношении своей содержательной сути, связан с большинством созданий. К тому же, в содержательную сущность человека заложена некая безграничная способность любви. Поэтому человек питает любовь ко всему миру, ко всем созданиям. Огромный мир он любит так, как свой дом. И проявляет любовь к Вечному Раю так, как к своему саду.

Между тем, создания, которых он любит, не остаются, уходят. От расставаний с ними он постоянно испытывает страдания. И эта его безграничная любовь становится источником бесконечных духовных страданий. А вина, ошибка в переживании тех страданий принадлежит ему, ибо таящаяся в его сердце безграничная способность любви была дана ему для обращения этой любви к Тому, кто обладает некоей Бесконечной, Вечной Красотой. Этот человек, злоупотребляя той любовью, ошибается в отношении того, что расходует эту любовь, обращая ее к смертным созданиям. И несет наказание за эту ошибку через страдания от расставаний и разлук.

Таким образом, первая фраза

( “О Вечный, Ты вечен!” ), выражающая проявление любви лишь только к Вечному Любимому в отношении того, что человек, отрекшись от той ошибки, порывает связи с теми смертными любимыми (созданиями), и отстраняется от них прежде, чем они оставят, расстанутся с ним, выражает такой смысл:

“Только Ты являешься Истинно Вечным, а все творения — смертны. А то, что не вечно, конечно же, не может быть предметом вечной, бесконечной любви, и с ним не должно быть связано сердце, которое сотворено для вечности. Поскольку эти бесконечные творения, любимые мной, смертны, и, оставив меня, уходят, то прежде чем они оставят меня, я, говоря ( “О Вечный, Ты вечен!” ), оставляю их. Лишь только Ты являешься вечным, и я, зная, убежден, что творения могут обрести вечность, лишь если Ты оставишь их вечными. Стало быть, их можно любить посредством любви к Тебе, иначе они не достойны того, чтобы связывать с ними сердце”.

Таким образом, в этом случае сердце отказывается от бесчисленных возлюбленных. Человек видит над их красотой и совершенством печать тленности, и порывает с ними связь сердца. Если он не порвет ее, то получит душевные раны в количестве всех своих любимых творений.

Вторая фраза ( “О Вечный, Ты вечен!” ) становится и бальзамом, и лекарством для тех бесконечных ран. То есть: “О Вечный! Поскольку Ты вечен, этого достаточно, Ты — взамен всего. Поскольку Ты есть, значит, всё есть”.

Да, проявляющиеся в созданиях красота, благодеяния и совершенство, которые являются причиной любви к ним, вместе взятые являются лишь знаками Абсолютной Красоты, Милости и Совершенства Истинно Вечного, и слабыми их тенями, прошедшими через множество завес, а скорее даже, они представляют собой тени теней от проявления Его Прекрасных Имен.

ВТОРОЙ ПУНКТ. В человеческом естестве существует некая весьма сильная любовь к вечности. И даже во всякой любимой вещи человек, с точки зрения чувств воображения, представляет некий образ вечности и только затем ее любит. Но как только он задумается об их гибели или увидит ее, то из глубин своей души начинает стенать. Все стенания, исходящие от расставаний, — это выразители плача, исходящего от любви к вечности. Если бы не было представлений о вечности, то невозможно было бы любить. И даже можно сказать, что одной из причин бытия Вечного мира и Вечного Рая является сильное желание вечности и естественная всеобщая мольба ( ду’а ) о вечности, которая исходит из содержащейся в естестве человека той сильной любви к вечности, что Вечный Творец — Обладатель Величия, приняв это глубокое, неколебимое естественное желание вечности, эту действенную, сильную всеобщую мольбу, сотворил для смертных людей Вечный мир.

И разве возможно, чтобы Щедрый Создатель и Милосердный Творец, сотворив бесконечные виды яств, исполнив тем самым незначительное желание маленького желудка и его просьбу о продолжении его временного существования, выраженное языком его состояния; не исполнил очень страстное желание (вечности), исходящее от некоей очень великой, естественной нужды всех людей, всего человеческого рода, и их очень сильную, всеобщую, постоянную, справедливую и верную мольбу о вечности, которая выражается и их языком, и их состоянием? Нет! Сто тысяч раз нет! Невозможно этого не принять.

Это ни в коей мере не приличествует Его мудрости, справедливости, милости и могуществу. Поскольку человек влюблен в вечность, то, конечно, все его совершенства и наслаждения подчинены вечности. И поскольку вечность присуща Вечному Обладателю Могущества, и поскольку Имена Вечного Господа вечны, и поскольку зеркала Вечного вбирают цвета и веления Вечного и в некотором роде удостаиваются вечности, то, конечно, самым необходимым делом и самой важной задачей человека является проявление связи к этому Вечному Творцу и к Его Именам. Потому что все, что расходуется на пути Вечного, в некотором роде удостаивается вечности.

Так вот, вторая фраза ( “О Вечный, Ты вечен!” ) выражает эту истину. Вместе с тем, что она исцеляет бесчисленные духовные раны человека, также она удовлетворяет и его глубокое желание вечности, заложенное в его естестве.

ТРЕТИЙ ПУНКТ. В этом мире влияние времени на тленность и гибель созданий весьма различно. И тогда, когда создания, которые подобно кругам, входящим друг в друга, находятся внутри друг друга, их положение, с точки зрения тленности, различно. Подобно тому, как круг, исчисляющий секунды, внешне похож на круги, исчисляющие минуты, часы и дни, но только по скорости они отличаются друг от друга.

Точно так же и находящиеся в человеке круги тела, нэфса , сердца и души так же различны. Например, несмотря на то, что постоянство, жизнь и сущность тела исчисляется одним днем, и даже одним часом, в котором оно находится, а будущее и прошлое для него не существует и мертво; круг бытия и жизни сердца широк и охватывает много дней до и после сегодняшнего дня, а в круг жизни и бытия души входит огромный круг, охватывающий многие годы, которые были до и будут после этого дня.

Таким образом, на основании этой способности, эта временная жизнь в этом мире в отношении познания Творца, любви к Нему, поклонения Ему и достижения Его довольства, которые являются источником жизни сердца и души, заключает в себе и порождает вечную жизнь и становится вечной и бессмертной жизнью.

Да, одна секунда на пути любви, познания и довольства Истинно Вечного Господа становится одним годом. Если они будут проявляться не на Его пути, то один год станет одной секундой. А скорее, одна секунда на Его пути является бессмертной, и заключает в себе многие годы. А в отношении бренного мира сто лет жизни беспечных людей становятся одной секундой. Есть такая известная фраза: “Одна секунда расставания длинна как год, а один год встречи краток как секунда”.

Я, прямо противоположно этому выражению, скажу: встреча, то есть одна секунда ради Аллаха, находящаяся в кругу довольства Вечного Творца – Обладателя Величия, – это не только лишь один такой год, а является неким вечным окном встреч. А в расставании, т.е. в беспечности ( гафлет ) и заблуждении, не только один год, но и тысяча лет на положении одной секунды. Есть еще более известная фраза, которая подтверждает наш вывод: “С врагами даже пустыня станет такой же тесной, как блюдце, а с друзьями даже игольное ушко становится просторным, как площадь” .

Истинный смысл предыдущего выражения таков: поскольку встреча тленных созданий временна, то какой бы длинной она не была, все равно она скоротечна. Ее год проходит как секунда, оставаясь лишь тоскливым воспоминанием и грустным сном. Человеческое сердце, жаждущее вечности, за целый год встречи может лишь как на мгновение получить крупицу радости. А что касается расставания, то его секунда — это не год, а многие годы, потому что пространство расставания обширно. Для сердца, жаждущего вечности, даже если расставание и будет секундой, оно совершает разрушения в количестве многих лет, ибо оно напоминает о бесчисленных расставаниях. Для плотских и низких проявлений любви все прошлое и будущее заполнено расставанием.

По этому поводу мы скажем: о люди! Желаете ли вы свою преходящую, короткую и бесполезную жизнь сделать полезной и плодотворной? Поскольку желать — потребность человеческого естества, расходуйте эту жизнь на пути Истинно Вечного Творца. Ибо то, что обращено к Вечному, удостоится проявления вечности.

Поскольку каждый человек страстно желает долгой жизни и влюблен в вечность, и поскольку есть способ, который эту преходящую жизнь заменит вечной, и ее можно обратить в некую очень длинную жизнь, то, конечно, человек, в котором еще не утратилась его человечность, будет искать этот способ, постарается превратить эту вероятность в действительность и будет соответствующе действовать. И этот способ таков:

Трудитесь ради Аллаха, встречайтесь ради Аллаха, стремитесь ради Аллаха, действуйте ради Аллаха, во имя Аллаха, ради довольства Аллаха в кругу Его согласия. И тогда минуты вашей жизни обратятся во многие годы.

Указывая на эту истину, повествование Корана показывает, что всего лишь одна такая ночь, как Ночь Могущества, становится тысячью месяцами, содержащими в себе восемьдесят с лишним лет.

А также, указывающее на эту истину, время продолжительности Ми’раджа (вознесения Пророка Мухаммеда (МЕИБ) к Всевышнему), длившееся несколько минут, которое по секрету простирания (расширения) времени 8 (являющегося определенным правилом среди праведников ( аулия 9 ) и знатоков истины) находится на положении многих лет, подтверждает факт существования этой истины и фактически показывает ее проявление. В промежутке времени Ми’раджа в несколько часов существует обширность, охват и протяженность в тысячи лет, потому что он (МЕИБ), посредством Ми’раджа, вошел в Мир вечности, и несколько минут Мира вечности охватили в себе тысячи лет мирской жизни.

А также имеются случаи простирания времени , основанные на этой истине, которые во множестве происходили среди аулия . Некоторые аулия за одну минуту выполняли дела целого дня. Некоторые за один час выполняли задачи целого года. А некоторые из них передают и сообщают о том, что за одну минуту прочитывали весь Коран. Конечно же, такие знатоки истины не будут намеренно опускаться до применения лжи. А также не может быть причиной сомнения то, что они своими глазами видели истину простирания времени (*),

(*) Подобно тому, как эти аяты (Коран, 18:19 и 18:25):

“… Один из них сказал: “Сколько вы пробыли?” Они сказали: “Пробыли мы день или часть дня …” и “И оставались они в пещере своей триста лет и прибавили еще девять ”, показывают сворачивание (сужение) времени 10 , так и аят (Коран, 22:47):

“…и, поистине, день у твоего Господа, как тысяча лет из тех, что вы считаете!”, показывает простирание (расширение) времени. (прим. автора)

 

случаи которого были переданы в такой степени многочисленными, достоверными источниками.

Это простирание времени проявляется в некотором виде сна, что подтвердит каждый человек. Иногда, чтобы увидеть пережитые состояния, сказанные слова, испытанные наслаждения или страдания, которые человек видит во сне в течение одной минуты, в реальном мире необходим будет целый день, и даже несколько дней.

Одним словом , хотя человек и является смертным, но он сотворен для вечности; и он сотворен как зеркало одного Вечного; и ему поручено выполнять деяния, которые принесут вечные плоды; и ему дан некий образ, который может стать основанием для проявления и росписей вечных Имен Вечного Творца. Стало быть, истинная обязанность и счастье такого человека заключается в том, чтобы, всеми своими инструментами и способностями связавшись с Именами Баки-и Сармадия (Вечного Творца) в рамках Его довольства, идти по пути к Вечности, обратясь к этому Вечному Творцу. Подобно тому, как его язык говорит: ( “О Вечный, Ты вечен!” ), так и сердце его, душа, разум и все тонкие чувства должны сказать: “Он — Вечный, Бесконечный, Постоянный! Он — Желанный, Он — Любимый, Он — Бог ( Ма’буд 11 ) !”

 

“Хвала Тебе! Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Поистине, Ты — Знающий, Мудрый!” “Господи наш! Не взыщи с нас, если мы забыли или погрешили.” (Коран, 2:32, 2:286)

 

 

* * *

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. МЕИБ — “Мир ему и благословение” (молитва, благопожелание Пророку Мухаммеду).
  2. Мусаббиб-уль-Асбаб — Истинная Причина, которая создает и обладает всеми причинами, — Аллах.
  3. Ахадият — проявление единства Творца в каждой вещи.
  4. Гафлет — беспечность, небрежение, забытье (в отношении Аллаха, Иного мира, предписаний веры).
  5. Нэфс (нафс) — душа, “эго” человека. Источник низменных (животных) страстей и влечений.
  6. Рубубият — качество Всевышнего Творца в любом месте, в любое время давать всем своим созданиям все необходимое, заботиться о них и управлять ими.
  7. Тарикат — а) букв. “ путь, дорога ”; путь постепенного приближения сердцем ( кальб ) к познанию Истины ( хакиката ), путь религиозно-нравственного самосовершенствования, включает в себя аскетическую практику. б) Тарикат Накшбенди — один из самых известных тарикатов, основанных Шейхом Багауддином Накшбенди. в) Тарик-ы хафи — заключает в себе метод внутреннего (сердцем), беззвучного поминания ( зикр ) Аллаха. г) Тарик-ы джахри — тарикат, в котором используется метод громкого (вслух) поминания Аллаха.
  8. Простирание (расширение) времени — долгая жизнь в коротком промежутке времени.
  9. Аулия — богобоязненные, праведные люди, имеющие высокую степень у Всевышнего.
  10. Сворачивание (сужение) времени — жить и видеть коротким долгий промежуток времени (противоположность простирания времени ).
  11. Ма’буд — Тот, кому поклоняются; Бог.
  12. Умма — последователи какого-либо из Пророков.
  13. Хадис — слова, повеления, деяния Пророка Мухаммеда.
  14. Эхл-и кешф — аулия, которым по милости Аллаха раскрываются скрытые знания и истины, которые невозможно увидеть и узнать внешними чувствами.
  15. Р.А. — “Радыйаллаху-‘анх” — “Да будет доволен им Аллах”.
  16. Гавс Азам (Абдулкадир Гейляни) — один из самых величайших аулия.
  17. Махди — букв. “ удостоившийся и направляющий на путь Истины ”, величайшая Личность, которая, появившись перед концом света, будет бороться с Даджжалем (Антихристом) и направит людей, укрепив их веру, на путь Истины.
  18. Ташаххуд — чтение молитвы в сидячем положении (во время намаза).
  19. Сунна (суннат) — собрание преданий (хадисов) о поступках и высказываниях Пророка Мухаммеда (МЕИБ).
  20. Шииты, шиизм — одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений в исламе. Возник в 7 в. на почве споров о числе имамов и личности последнего из них. Шииты признают законными преемниками Мухаммеда (МЕИБ) лишь имамов из рода Али (Р.А.).
  21. Сунниты ( Эхл-и суннат валь-джамаат ), суннизм — одно из двух (наряду с шиизмом) основных направлений ислама. Сунниты наряду с Кораном следуют Сунне Пророка Мухаммеда (МЕИБ). При решении вопроса о высшей мусульманской власти (имаме-халифе) опираются на согласие всей общины.
  22. Ал-и Бейт — семья, род, потомки Пророка Мухаммеда (МЕИБ).
  23. Шиа-и велаят — шииты-последователи тариката.
  24. Шиа-и хилафат — шииты-политические сторонники правления имама Али и потомков из его рода.
  25. Духовный облик (духовная личность) — общество, община, группа людей, объединенных одной общей идеей (идеологией).
  26. Омейяды — династия арабских халифов (661-750 г.), к которым перешла власть после эпохи правления четырех праведных халифов. В период правления омейядских халифов Ал-и Бейт был подвержен гонениям, происходили внутренние междоусобицы.
  27. Хариджиты, хариджизм — приверженцы одной из заблудших мусульманских радикальных сект (возникла в 7 в.), в свое время выступившие против Имама Али.
  28. Велаят (святость) — близость к Аллаху, приобретаемая путем самосовершенствования, аскетизма, величайшей богобоязненности, поклонения и покорности Аллаху. Аллах по Своей воле может даровать такому человеку — аулия — необыкновенные способности ясновидения, прорицания и т.д. а) Велаят-ы кюбра (см. также примечание 49. Великий путь) — великий велаят: короткий, но возвышенный путь перехода от внешней реальности к истине, исходящий от наследования пророческой миссии; путь сахабов. б) Велаят-ы сугра — малый велаят: преодолевая ступени в отношении удаленности человека от Всевышнего, приближение к Нему; этим способом идет большинство тарикатов.
  29. Батман — мера веса, около 8 килограммов.
  30. Акрабият — близость Аллаха к человеку.
  31. Курбият — приближение человека к Аллаху своими стараниями.
  32. Сыддык — искренний, праведный человек, верный Аллаху и Пророку (как Абу Бакр Сыддык). Сыддыкыят — верность, преданность.
  33. Асфия — великие мусульманские ученые, изучающие и раскрывающие истины ислама.
  34. Сахаба (арабск. мн.ч. — асхаб ) — букв. “ владелец, обитатель ” — человек, видевший Пророка Мухаммеда (МЕИБ), его сподвижник.
  35. Обитатели пещеры ( асхаб-ы кехф ) — верующие люди, которые спрятались в пещере от гонений из-за своих убеждений (о них упоминается в Коране в суре “Пещера”).
  36. Бид’а (бид’ат) — нововведение в исламе; то, что не основано на доказательстве из Шариата.
  37. Иджма — согласие во мнениях мусульманских ученых.
  38. Иджтихад — букв. “ усердие, старание ” — вынесение решения на основе глубокого знания Корана и Сунны в отношении религиозно-правовых вопросов. Муджтахид — букв. “ усердствующий ” — представитель высшей категории мусульманских богословов-законоведов, обладающий правом делать иджтихад.
  39. Мусейлима Кеззаб — лжепророк, живший в Аравии во времена Пророка Мухаммеда (МЕИБ).
  40. Хабибуллах — “ Любимец Аллаха ” — эпитет Пророка Мухаммеда.
  41. Век Счастья, Эпоха Благополучия ( Аср-ы Саадат ) — время, в которое жил Пророк Мухаммед (МЕИБ).
  42. Зикр — поминание (восхваление, размышление, благодарение и т.д.) Аллаха.
  43. Тасбих (мн.ч. — тасбихат) — прославление, возвеличивание Аллаха.
  44. Сейр-и анфуси — метод духовного самосовершенствования путем внутреннего самосозерцания, свойственный большинству тарикатов хафи (см. прим. 7в). Сейр-и афаки — метод духовного самосовершенствования путем внешнего созерцания мира.
  45. Нэфс-и эммарэ — повелевающие низменные страсти, чувства человека.
  46. Шахид — умерший на пути Всевышнего.
  47. Имам — духовный глава, руководитель.
  48. Таква — богобоязненность, избегание совершения грехов.
  49. Великий путь — путь сахабов и великих муджтахидов, являющихся наследниками пророческой миссии. (см. также примечание 28а. Велаят-ы кюбра )
  50. Мазхаб — учение, школа, течение.
  51. Шесть сторон — т.е. передняя, задняя, правая, левая, верхняя, нижняя стороны.
  52. Адаб — добрые нравы; приличие; нормы поведения.
  53. Саваб — воздаяние за благое дело.
  54. Божественные Законы (Шариат) — Законы, основанные на Коране и Сунне.
  55. Хузур — 1. душевное равновесие, спокойствие, 2. аудиенция; ощущение нахождения перед Аллахом.
  56. Муджаддид альф-и сани — букв. “ реформатор второго тысячелетия ” — это звание принадлежит Имаму Раббани (Р.А.). Муджаддид — это великий ученый-реформатор, который, по преданию достоверного хадиса, посылается каждые сто лет, чтобы донести истины веры в соответствии с условиями данного периода времени.
  57. Муршид — букв. “ ведущий по правильному пути ” — руководитель, наставник.
  58. Вахдет-уль-вуджуд, вахдет-уш-шухуд — методы приближения к Аллаху в тарикате.
  59. Джинны — бестелесные (нематериальные) разумные создания.
  60. Вахидият — проявление единства Творца в целом во вселенной.
  61. Алем-и Амир — мир, находящийся над ‘Аршем, в котором дела выполняются сразу лишь по одному Божественному повелению.
  62. Хаджар-уль Асвад — знаменитый “Черный камень”, помещенный в восточном углу Каабы (в Мекке).
  63. Хашир — День воскресения из мертвых; место, где в Судный день соберутся все люди.
  64. Улухият — Божественность; Всевышний Аллах, который лишь один достоин поклонения.
  65. Фасубханаллах — возглас удивления: “Аллах превыше всех недостатков”.
  66. Печать Пророков, Гордость мира — эпитеты Пророка Мухаммеда (МЕИБ).
  67. Аят — 1. стих Корана; 2. знак, примета, знамение.
  68. Михраб — молитвенная ниша в стене мечети, обращенная к Мекке.
  69. Минбар — кафедра, место в мечети, с которого читают проповеди и наставляют людей.
  70. Керамат — чудо, совершенное праведником (аулия).
  71. Ирхасат — необыкновенные случаи и явления, произошедшие до пророческой миссии Мухаммеда (МЕИБ) и являвшиеся предзнаменованием его пророчества.
  72. Шайтан — 1. сатана; 2. шайтаны — создания-носители зла, они могут быть из людей и джиннов.
  73. Ду’а — молитва, мольба, воззвание, обращение к Аллаху.
  74. ‘Арш, ‘Арш-и А’зам — Божественный Трон.
  75. Салават — молитва, благопожелание Пророку Мухаммеду.
  76. Хутба — проповедь, обращенная к людям и напоминающая им о Божественных повелениях и запретах.
  77. Мухаддис — ученый, изучающий хадисы.
  78. Ми’радж — вознесение Пророка Мухаммеда к Всевышнему.
  79. Каб-и Каусейн — степень, которую достиг Мухаммед (МЕИБ); некая степень между вероятным (созданным) и необходимым.
  80. Сидрат-уль Мунтаха — последняя высочайшая степень, находящаяся на Седьмом небе, которую достиг Мухаммед (МЕИБ) при Ми’радже.
  81. Каусар — райский источник.
  82. Таватур — достоверная весть, исходящая от разных людей; объединение разных людей в основе (в сути) сообщаемого ими события (явления).
  83. Мунаджат — молитва, мольба к Аллаху о спасении.
  84. Исрафил — ангел, который, возвещая о приходе Дня Воскресения, подует в трубу Сур.
  85. Вирд — постоянно читаемая молитва, зикр.