Пятое слово

Пятое слово

بِسْمِ اللّهِ الرّحْمنِ الرّحِيمِ

اِنَّ اللّهَ مَعَ الَّذِينَ اتَّقَوْا وَالَّذِينَ هُمْ مُحْسِنُوَن

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.
Поистине, Аллах — с теми, которые боятся
(Его), и с теми, которые делают добро! (Коран,16:128)
Если хочешь осознать, в какой степени истинной человеческой обязанностью и насколько естественным целесообразным следствием сотворения человека является соблюдение намаза и несовершение больших грехов, обратись к этому сравнительному рассказу, послушай…
Во время мобилизации в одном отряде были два воина, один из которых был обученным и обладающим чувством долга, другой же — неопытным и своекорыстным. Тот из них, который обладал чувство долга, заботился о подготовке и думал о борьбе с противником. Он вовсе не печалился о провианте и довольствии, потому что понял, что кормить его, снаряжать, если заболеет — лечить и даже, в случае необходимости, кормить его из ложки является обязанностью государства. А его основная обязанность- подготовка и борьба. Однако иногда он работал на кухне, иногда — в технической части, готовил еду, мыл посуду и т.п. Если у него спрашивали: «Чем ты занимаешься?» — он отвечал: «Несу государственную службу.» Но не говорил: «Я работаю, чтобы прокормить себя.» Другой же воин, чревоугодный и неопытный, и не думал о подготовке и борьбе. «Это государственные дела. Мне-то что!» — говорил он. Постоянно думая о своих средствах, метался в их поиске: оставлял отряд, уходил на базар, занимался торговлей. Как-то раз его опытный товарищ сказал ему: «Брат мой, твоя основная обязанность- обучение и борьба. Ты для этого сюда направлен. Доверься нашему правителю. Он не оставит тебя голодным. Это — его обязанность. К тому же, ты бессилен и беден, не сможешь везде прокормить себя. Кроме того, это время- время войны и мобилизации. И вдобавок, назовут тебя не подчиняющимся приказу, накажут. Да, перед нами- две обязанности.
Одна из них — обязанность правителя. Иногда мы служим ему, чтобы он кормил нас.
Другая — наша обязанность. Правитель, снаряжая, помогает нам, чтобы мы обучались и вели борьбу с противником.»
И ты поймешь, в какой опасности окажется тот беспутный воин, если он не послушает этого опытного солдата.
Итак, о моя ленивая душа! То бурное поле битвы — это наша беспокойная земная жизнь. То, разделенное на отряды, войско — человеческое общество. А тот отряд — Исламский мир нашего времени. Те два воина: один из них- праведный мусульманин, знающий и соблюдающий предписания своей религии и борющийся с самим собой, со своими страстями и сатаной, чтобы оставить большие грехи и не совершать прегрешений. Другой же — заблудший грешный человек, вредящий самому себе, который, погрузившись в мирские заботы о земной жизни до уровня укора Истинного Кормильца, не соблюдает основные предписания религии — фарз и совершает грехи, сталкиваясь с ними на пути мирских забот. А тем обучением, подготовкой и уставом является — в первую очередь — намаз — поклонение Всевышнему. Борьба же с противником означает- борясь с самим собой, со своими страстями, с черными, сатанинскими силами из джиннов и людей, избегать совершения грехов, избавить себя от безнравственности и аморальности, а свое сердце и душу- от вечного падения и разрушения. А те две обязанности: одна из них- давать жизнь и заботиться о ней; другая — поклоняясь Дающему жизнь и Заботящемуся о ней, молиться Ему и , уповая на Него, довериться Ему.
Да, Тот, кто дал и устроил жизнь, являющуюся самым ярким чудом божественного искусства и дивом божественной мудрости, является и Тем же, кто питает и сохраняет ее. Другого, кроме Него, нет! Просишь доказательств? Самые слабые, самые неразумные животные питаются лучше других (например, плодовые черви и рыбы). Самые беспомощные, самые хрупкие создания кормятся самой лучшей пищей (например, дети и детеныши животных).
Да, чтобы понять, что дозволенная Богом (халяль) пища добывается не посредством силы и воли, а посредством беспомощности и слабости, достаточно сравнить рыб с лисицами, детенышей с хищниками, деревья с животными. Стало быть, человек, бросивший, не совершающий намаз из-за земных забот о житье, о средствах, походит на того воина, который, бросив учения и подготовку и оставив укрытие, нищенствует на базаре. Однако же после совершения намаза лично пойти искать свою долю -чтобы не быть бременем для других — из кухни милости Всевышнего Милостивого Кормильца — это замечательно, благородно; и это тоже является поклонением.
К тому же, на то, что человек сотворен, чтобы поклоняться своему Создателю, указывает его природа и духовная система. Ибо с точки зрения дел и возможностей, необходимых для его жизни в этом мире, он не достигнет самого простого воробья… Однако в отношении молитвы и поклонения Аллаху (со знанием и смирением), являющихся необходимыми в его духовной и загробной жизни, он находится на положении главы и правителя всего живого на Земле.
Стало быть, о душа моя! Если поставишь главной целью земную жизнь и всегда будешь трудиться ради нее, то будешь на положении самого обыкновенного воробья. Если же поставишь главной целью жизнь в ином мире, а также сделаешь и данную жизнь ее пашней и средством для достижения этой цели и будешь трудиться во имя ее, тогда ты будешь на положении великого вождя всего живого на Земле, а также на этом свете будешь обласканным и молящимся рабом Всевышнего и Его дорогим и почетным гостем. Итак, у тебя есть два пути… Ты можешь избрать желаемый. Путь истины и помощь проси у Милостивого, Милосердного…
Саид Нурси