“Как может остаться верующим человек, который совершает большие грехи?”

Несмотря на то, что Всевышний, в Небесных Писаниях показывая людям такую великую награду, как Рай, и такое ужасное наказание, как Ад, делает им много наставлений, предостережений, предупреждений, устрашений и поощрений, верующие люди, имея столько причин для следования по прямому пути истины, поддаются бесполезным, скверным, слабым козням и интригам сатаны. В свое время я много задумывался над этим. Удивительно, как можно, имея веру, пренебрегать столь суровыми устрашениями Всевышнего Творца? И как в человеке после этого еще может оставаться вера? Человек, поддавшись очень слабым козням сатаны (как сказано в аяте (4:76): “…ведь козни сатаны слабы”), восстает против Аллаха. И даже один из моих товарищей, вместе с тем, что получил у меня, утвердив сердцем, сотни уроков истины, имел обо мне чрезмерно хорошее мнение и был со мной крепко связан, поддавшись пустым и лицемерным словам одного бездушного и испорченного человека, встал на его сторону против меня. “Фасубханаллах! – сказал я. – Неужели человек может до такой степени опуститься? Каким же он оказался лицемерным!” И я совершил грех, сказав плохое про этого несчастного человека.

………………………………………………………..

Ученые-богословы и праведники едины в том, что небытие – это исключительно зло, а бытие – исключительно благо и добро. Да, добро, красота и совершенство в своем абсолютном большинстве опираются на бытие и относятся к нему. Если даже внешне они будут казаться исходящими от небытия, в своей основе они опираются на бытие. А основой и опорой всего скверного, такого как заблуждение, зло, грехи и беды, является небытие и отрицание. И имеющееся в них зло и скверна исходят от небытия. Если даже внешне они будут казаться исходящими от чего-то существующего, от бытия, их основой является небытие.

А также несомненно ясно, что бытие чего-либо (например, здания) связано с наличием всех его составных частей. Тогда как его разрушение (небытие) происходит в результате отсутствия (небытия) одной его опоры. К тому же, бытие непременно требует некоей существующей причины, опирается на явную, определенную причину. Небытие же может опираться на несуществующие вещи. А нечто несуществующее становится причиной лишь чего-либо несуществующего.

Таким образом, исходя из этих двух правил, несмотря на то, что дьяволы (шайтаны) из джиннов и людей приводят в мире к страшным разрушительным последствиям и совершают различные безбожные поступки, зло и разрушение, они не имеют никакого, даже частичного, отношения к созиданию и творению, а также не имеют никакого соучастия в Божественном Владении (Господстве). И они не совершают эти дела, имея некое могущество и силу, а скорее, во многих их делах присутствует не сила и действие, а отказ (невыполнение) и бездействие. Препятствуя совершению добра, они совершают зло, то есть это становится злом. Поскольку зло является разновидностью разрушения, то нет нужды, чтобы его причиной была имеющаяся сила и активное “совершение”. Скорее, отсутствие (небытие) чего-либо и расстройство одного условия приводит к огромному разрушению.

Таким образом, из-за того, что это понимание не было развито у последователей зороастризма, они верили, что во вселенной существует творец добра по имени Яздан и творец зла по имени Ахриман. Между тем, воображаемый бог зла, которого они называют Ахриман, – это и есть всем известный сатана (шайтан), который своей ограниченной волей и деяниями, не способными к созиданию, становится причиной зла.

Таким образом, о верующие люди! Вашим главным оружием и средством восстановления против этих страшных разрушений дьяволов является обращение к Всевышнему с просьбой о прощении (истигфар) и защите со словами “Аузу биллях”, а вашей крепостью является Сунна.

………………

Несмотря на то, что Всевышний, в Небесных Писаниях показывая людям такую великую награду, как Рай, и такое ужасное наказание, как Ад, делает им много наставлений, предостережений, предупреждений, устрашений и поощрений, верующие люди, имея столько причин для следования по прямому пути истины, поддаются бесполезным, скверным, слабым козням и интригам сатаны. В свое время я много задумывался над этим. Удивительно, как можно, имея веру, пренебрегать столь суровыми устрашениями Всевышнего Творца? И как в человеке после этого еще может оставаться вера? Человек, поддавшись очень слабым козням сатаны (как сказано в аяте (4:76): “…ведь козни сатаны слабы”), восстает против Аллаха. И даже один из моих товарищей, вместе с тем, что получил у меня, утвердив сердцем, сотни уроков истины, имел обо мне чрезмерно хорошее мнение и был со мной крепко связан, поддавшись пустым и лицемерным словам одного бездушного и испорченного человека, встал на его сторону против меня. “Фасубханаллах! – сказал я. – Неужели человек может до такой степени опуститься? Каким же он оказался лицемерным!” И я совершил грех, сказав плохое про этого несчастного человека.

Впоследствии истина, описанная в предыдущих указаниях, раскрылась и пролила свет на многие неясности. Благодаря этому свету, хвала Аллаху, я понял, что великие поощрения Мудрого Корана абсолютно уместны; и что верующие люди поддаются козням сатаны не от безверия и не от слабости веры; и что совершивший великий грех не теряет веру; и что суждение мутазилитов и части хариджитов о том, что “совершивший великий грех лишается веры или же остается между верой и безверием”, ошибочно; и что тот поступок моего несчастного товарища, когда он пожертвовал сотней уроков истины из-за слов одного испорченного человека, не является, как я думал, страшным падением и низостью; и я поблагодарил Всевышнего, избавился от той опасности. Ведь, как мы отметили ранее, сатана своим незначительным влиянием толкает человека к серьезной опасности. К тому же, нафс человека всегда открыт для сатаны. А чувства страсти и гнева в человеке для наущений и козней сатаны – как два устройства наподобие приемника и передатчика.

Таким образом, по этой причине два таких Имени Всевышнего, как Гафур (Прощающий) и Рахим (Милосердный), своим максимальным проявлением обращены к верующим людям. И в Мудром Коране Он показывает Пророкам, что самый великий дар – это прощение, и призывает их к покаянию. И, повторяя в начале каждой суры святые слова “Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного” и повелевая упоминать их при каждом благом деле, показывает Свою обширную, всеобъемлющую милость как прибежище и укрытие, и, повелевая (7:200): “ищи прибежища у Аллаха”, слова “Ищу прибежища у Аллаха от сатаны, побиваемого камнями” делает для нас укрытием.
………………….

Вопрос. По той причине, что имамы мутазилитов воспринимают сотворение зла как само зло, они не придают сотворение безбожия и заблуждения Аллаху. Словно этим самым освящают Аллаха. И, говоря: “Человек является творцом своих поступков”, впадают в заблуждение. Они также говорят: “Верующий, совершающий великий грех, теряет свою веру. Ибо вера во Всевышнего и подтверждение существования Ада не могут соответствовать совершению такого греха. Ибо, если человек, который в этом мире от страха тюремного заключения на недолгий срок оберегает себя от всего противозаконного, будет совершать великие грехи, не принимая во внимание вечные муки Ада и гнев Создателя, конечно же, это указывает на его безверие”.

Ответ. Ответ на первую часть вопроса таков: как разъяснено в “Трактате о предопределении”, сотворение [Творцом] зла не является злом, но обретение (касб) [т.е. совершение человеком] зла есть зло. Ибо сотворение и создание обращены ко всем результатам. Поскольку существование некоего зла является предпосылкой многих благих результатов, то сотворение этого зла, с точки зрения результатов, является добром и переходит в категорию добра. Например, у огня имеется сотня благих результатов. Однако если некоторые люди, ошибочно используя свою волю, сделают огонь злом для себя, они не смогут сказать: “Сотворение огня – это зло”. Таким же образом, в сотворении дьяволов (шайтанов) имеется много таких результатов, таящих в себе мудрость, как совершенствование человека. И если человек, используя во зло свою волю и действуя ошибочно, поддастся дьяволам, он не сможет сказать: “Сотворение дьявола есть зло”, ибо он сам обрел (касб) это зло. Да, поскольку это обретение ограничено человеком, то оно проявляет обращенный к нему лишь один из результатов зла; и это обретение (т.е. совершение) зла станет злом. Однако из-за того, что сотворение обращено ко всем результатам, сотворение зла – это не зло, а добро. И вот по той причине, что мутазилиты не поняли этот скрытый смысл, они, полагая, что “сотворение зла – это зло, сотворение плохого – плохо”, как бы освящая Всевышнего, не отнесли сотворение зла к Нему, впав таким образом в заблуждение и исказив такой столп веры, как “вера в предопределение с его добром и злом”.

А ответ на вторую часть вопроса: “Как может остаться верующим человек, который совершает большие грехи?” – таков: во-первых, в вышеизложенных указаниях ошибки мутазилитов стали понятны в таком ясном виде, что нет необходимости повторяться. Во-вторых, подобно тому, как нафс человека сиюминутное небольшое удовольствие предпочитает будущим большим наслаждениям, таким же образом он больше опасается сегодняшних небольших трудностей, нежели мучений целого года в будущем. К тому же, если в человеке преобладают чувства, он не будет прислушиваться к голосу разума. И, поддавшись велениям страстей и сомнений, человек предпочитает самые малые, незначительные сиюминутные наслаждения великой награде в будущем. И боится небольших сегодняшних затруднений больше, чем отсроченного великого мучения в будущем. Дело в том, что сомнения, страсти и чувства слепы, не видят будущего и даже отрицают его. А если им еще поможет и нафс, то разум и сердце, являющиеся обителью веры, будут ими подавлены и замолкнут. В этом случае совершение больших грехов исходит не от безверия, а от того, что человеком овладевают чувства, страсти и сомнения, подавляя собой разум и сердце.

К тому же, как стало ясно из предыдущих указаний, путь зла и страстей является разрушением и потому очень легок. И дьяволы (шайтаны) из людей и джиннов без труда направляют человека к этому пути. Удивительно, что несмотря на то, что (как сказано в хадисе) свет вечного мира величиной с крылышко мухи – из-за того, что он вечен – равен всем наслаждениям и благам, полученным человеком в течение жизни; некоторые несчастные люди, предпочитая незначительные, с крылышко мухи, удовольствия этого преходящего мира наслаждениям того вечного мира, которые ценнее, чем весь этот преходящий мир, идут вслед за дьяволом.

И вот поэтому Мудрый Коран своими многочисленными настойчивыми повторами, устрашениями и поощрениями предостерегает верующих людей от совершения греха и побуждает к добру.

Однажды эти повторяющиеся строгие наставления Мудрого Корана навели меня на такую мысль, что беспрестанные напоминания и предостережения показывают верующих людей слабовольными и бесчестными, придавая им положение, не подобающее чести человека. Ибо если подчиненному, которому достаточно одного приказа начальника, чтобы подчиниться ему, он десять раз повторит один и тот же приказ, это серьезно заденет подчиненного, и он скажет: “Ты упрекаешь меня, я же не наглец”. Между тем, Мудрый Коран настойчиво, с повторами, повелевает самым искренним верующим.

В то время, когда эти мысли беспокоили мой разум, у меня было двое-трое преданных друзей. И я много раз напоминал и предостерегал их, чтобы они не поддавались козням людей-дьяволов. Они не обижались на это и не говорили: “Ты нас упрекаешь”. Однако про себя я думал: “Этими постоянными своими напоминаниями я задеваю их и упрекаю в отсутствии преданности и стойкости”. Но затем неожиданно раскрылась истина, изложенная и доказанная в предыдущих указаниях. Тогда, благодаря этой истине, я познал, что Мудрый Коран делает настойчивые повторы вполне уместно, не излишне, мудро и без упрека, полностью отвечая требованиям обстоятельства и являя собой саму мудрость и подлинное красноречие. И я понял, почему мои преданные друзья не обижались на меня. Суть этой истины такова:

Поскольку дьяволы побуждают к разрушениям, они неким незначительным действием совершают много зла. Поэтому люди, идущие по прямому пути, по пути истины, нуждаются в большой предосторожности, в повторных напоминаниях и многочисленной поддержке, отчего Всевышний Творец, посредством этих повторов, предоставляет верующим поддержку Своим тысяча и одним Именем и протягивает им на помощь тысячи рук милости. Не унижает их честь и достоинство, а напротив, защищает их. Не умаляет ценность человека, а показывает, насколько зло дьявола велико.

Итак, о человек, стремящийся к истине и прямому пути! Путь спасения от упомянутых козней дьяволов из людей и джиннов таков: следуй по пути ахль ас-сунны валь-джамаа, который является путем истины, войди в крепость ясных аятов Чудо-Изложения – Корана и возьми в руководство Сунну, найди благополучие и спасение!

Из Тринадцатого Сияния