Девятое слово

Девятое слово

بِسْمِ اللّهِ الرّحْمنِ الرّحِيمِ

فَسُبْحَانَ اللّهِ حِينَ تُمْسُونَ وَحِينَ تُصْبِحُونَ وَلَهُ اْلحَمْدُ فِى السَّموَاتِ وَاْلاَرْضِ وَعَشِيًّا وَحِينَ تُظْهِرُونَ

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.
Хвала же Аллаху, когда застигает вас вечер и когда застигает утро! Ему хвала и в небесах, и на земле, и вечером, и когда вас застигает полдень! (Коран. 30:17-18)
О брат мой! Ты спрашиваешь у меня о смысле назначения данных определенных времен совершения пятикратного намаза. Из очень многих смыслов здесь мы укажем лишь на один из них.
Да, подобно тому, как время каждого из пяти намазов является началом важного переходного состояния, так и связи с тем, что оно является неким грандиозным зеркалом божественного распоряжения и неким отражателем всех божественных милостей в этом распоряжении, в эти времена поведено совершать намаз, что значит еще больше в эти часы освящать и возвеличивать Всемогущего и благодарить и возносить Ему хвалу за сумму всех бесчисленных благ, накопленную между двумя временами совершения намаза. Чтобы в некоторой степени понять этот тонкий и глубокий смысл, необходимо послушать вместе со мной следующие пять особенностей.
Особенность первая. Смысл намаза — освящать (тасбих), возвеличивать (тазим) и благодарить (шукур) Всевышнего; что значит, преклоняясь перед Ею Могуществом, языком и действиями произнося и выражая «Субханаллах», освящать Его… и, преклоняясь перед Его Совершенством, духовно и физически выражая и говоря «Аллаху Акбар», возвеличивать Его… и, преклоняясь перед Его Красотой, выражая и говоря сердцем, языком и телом «Альхамдулиллах», благодарить Его… Стало быть, тасбих (освящение), такбир (возвеличивание) и хамд (благодарение) выступают в качестве основ намаза. И вот поэтому эти три основы присутствуют во всех движениях и зикрах намаза. И в связи с этим после совершения намаза, чтобы упрочить и закрепить его смысл, данные священные слова («Субханаллах», «Алъхамдулиллах», «Аллаху Акбар») повторяются по тридцать три раза. Смысл намаза закрепляется данными краткими основами.
Особенность вторая. Смысл поклонения заключается в следующем: представ перед Господом, понимая свои недостатки, беспомощность и бедность, с преклонением и любовью совершить перед Его божественным совершенством, могуществом и милостью седжде (земной поклон), т.е. подобно тому, как господство Рубубията* требует поклонения и повиновения, так же и святость Его, чистота требуют, чтобы раб божий, видя свои собственные ошибки и недостатки, моля Всевышнего о прощении грехов, тасбихом и священным словом «Субханаллах» объявил о том, что его Господь чист, свят и далек от всех пороков, от ложных и нелепых суждений заблудших и от всех недостатков и изъянов мира. При этом и абсолютное могущество Рубубията требует, чтобы раб божий, понимая собственную слабость, а также беспомощность всех созданий, в изумлении и восхищении перед величием знамений божественного могущества произнеся «Аллаху Акбар», со смирением и покорностью совершив руку’ (поясной поклон), обратился к Его помощи и уповал на Него.
Помимо того, неиссякаемая сокровищница божественной милости Рубубията требует, чтобы поклоняющийся раб Его языком молитв и обращений выразил свои собственные потребности, а также нужду и потребности всех созданий, и благодарением и восхвалением, а также святым словом «Альхамдулиллах,» объявил о милостях и благодеяниях своего Господа.
Стало быть, совершаемые во время намаза движения, произносимые святые слова и читаемые молитвы заключают в себе данные смыслы и поэтому установлены со стороны Всевышнего.
Особенность третья. Подобно тому, как человек является неким уменьшенным примером этой великой вселенной, а благословенная сура «Фатиха*»- неким светлым воплощением Великого Корана, так и намаз является неким божественным каталогом, который включает в себя всевозможные виды поклонении, и некой святой схемой, показывающей разнообразные виды поклонении всякого рода созданий.
Особенность четвертая. Подобно тому, как у недельных часов их стрелки, исчисляющие секунды, минуты, часы и дни, будут зависеть друг от друга и являться примерами и занимать положение друг друга; таким же образом и круговорот дней и ночей, находящийся на положении секунды нашей вселенной, которая является некими великими божественными часами Всевышнего; и годы, исчисляющие минуты этих часов; и сроки человеческой жизни, исчисляющие часы; и эпохи в жизни вселенной, исчисляющие дни, будут зависеть друг от друга и являться примерами друг друга, занимать положение и напоминать друг друга. Например,
1. Время фаджр (рассвет, до восхода солнца), будет походить на начало весны, и на мгновения, когда человек попадает в материнскую утробу, и на первый из шести дней сотворения небес и земли, и напомнит нам о божественных деяниях в них.
2. Время зухр (полуденное время) будет указывать и походить на середину лета, и на зрелую молодость, и на эпоху в жизни вселенной, когда был сотворен человек. И напомнит о проявлениях божественной милости и об изобилии в них божественных благ.
3. Время ‘аср (вторая половина дня до заката солнца) будет походить на осеннюю пору, и на приход старости, и на Аср-ы Саадет последнего Пророка* (МЕИБ), и напомнит о божественных деяниях и милостях в них.
4. Время магриб (после захода солнца) своим напоминанием об исчезновении в конце осени очень многих созданий, и о смерти человека, и об упадке перед скончанием мира вразумит о проявлениях божественного Могущества и Величия и разбудит человека от сна беспечности, предостережет его…
5. Время иша (пора наступления ночи) своим напоминанием человеку и об укрытии черным саваном мира тьмы всех создании дневного мира; и об окутывании лика усопшей земли белым саваном зимней поры; и о скрытии во мгле забвения последних следов человека, ушедшего в мир иной; а также о полном угасании этого бренного мира, являющегося ареной испытании: объявит о величественном распоряжении Всемогущего Аллаха.
Ночное же время, оповещая о зиме, с могиле, о мире Берзах, напомнит человеку, в какой степени нуждается человеческая душа в милости Всевышнего Милосердного Господа.
А тахаджуд* в ночное время оповестит и напомнит человеку о том, насколько необходимым светом является он во мраке могилы и во мгле Берзаха. И с напоминанием внутри всех этих поворотов и переходов о бесконечных благодеяниях Великого Истинного Благодетеля, объявит, в какой степени Он достоин благодарений и восхвалений.
Второе же утро напомнит об утре Хашира. Дня воскресения из мертвых. Да, насколько очевидно, необходимо и бесспорно наступление утра после этой ночи и весны после этой зимы, настолько же определенно и утро Хашира, и весна Берзаха.
Стало быть, подобно тому, как каждое из данных пяти времен совершения намаза стоит во главе значительного переходною состояния и напоминает о великих превращениях и метаморфозах, таким же образом и знамениями великих ежедневных распоряжений божественного Могущества напомнит о годовых, вековых и эпохальных чудесах могущества и дарах божьей милости.
Значит, фарз-намаз, являющийся главной естественной обязанностью человека и основой поклонения и безусловным долгом, в данные времена уместен и целесообразен.
Особенность пятая. Человек по своей природе весьма слаб. Между тем, есть многое, что задевает и огорчает его, причиняет ему боль. К тому же, он весьма беспомощен. Между тем, бед и врагов у него очень мною. К тому же, он весьма беден. Между тем, его потребности очень велики. К тому же, он ленив и бессилен. Между тем, бремя жизни весьма тяжело. К тому же, человечность связала его со всем миром. Между тем, разлука и утрата кого — или чего-либо любимого им и близкою ему постоянно ранит его, причиняет ему боль. К тому же, разум показывает ему высокие цели и вечные плоды. Между тем, его руки коротки, жизнь быстротечна, а сил и терпения мало.
И вот при таком положении человеческой души будет совершенно ясно, насколько необходимым является на рассвете (фаджр) молитвой и намазом обращаясь к обители Всемогущего и Милосердного, просить у Него помощи и поддержки, и насколько это является весьма необходимой опорой, чтобы выдержать предстоящее бремя дел и обязанностей, которое навалится на человека в дневное время.
А в полдень (зухр)- это время середины дня и начало его склонения к вечеру, и время, когда дневные работы достигают своего совершенства, и время краткого отдыха от гнета дел и забот, и время потребности души в передышке от духовной беспечности и пустоты, которые вселяют временные и трудные дела этого бренного мира, а также время проявления божественных милостей. И вот в это время, освобождаясь от того гнета, избавляясь от той духовной беспечности и пустоты, отстранившись от тех бессмысленных и бренных вещей, почтительно и смиренно представ перед Истинным Благодетелем и Кормильцем, являющимся Неизменно Вечным, благодаря и восхваляя Его за все блага, и просить о помощи, и выразить поклоном (руку’) свое бессилие перед Его Могуществом и Величием, и объявить, совершая перед Его Непреходящим Совершенством и Беспримерной Красотой земные поклоны (седжде) свое восхищение, любовь и смиренность — что все это значит совершить в это время Зухр(0йле)-намаз. И ты, конечно, осознаешь, насколько это приятно, необходимо и целесообразно…
Во время ‘аср — это время напомнит и будет походить и на унылую осеннюю пору, и на безотрадное старческое состояние, и на скорбный период перед скончанием мира. Это и время завершения дневных работ, и время, когда формируется полный итог таких божественных благ, как здоровье, благополучие и добрые дела, которых удостоился человек в этот день; и время объявления по признаку склонения этого громадного солнца к закату о том, что человек является неким командированным гостем, и что все этом мире временно, тленно, непостоянно. Человеческая же душа желает вечности, и сотворена для нее, преклоняется перед милостью и страдает от разлук. И вот в это время ‘аср, совершив омовение (тахарат) для совершения намаза Икинди, вознося мольбу, обращаясь к божественной обители Кадим-и Бакия и Кайюм-у Сармадия*, обращаясь за помощью к благосклонности Его вечного и безграничного милосердия, благодаря и восхваляя Его за Его неисчислимые блага, совершив руку ‘ перед могуществом Его Рубубията и смиренно совершая седжде перед Его божественным Сармадиятом, и, находя истинное утешение и обретая душевный покой, почтительно и покорно предстать перед Ним, перед Его Величием и Грандиозностью, что значит совершить ‘Аср, или Икинди, — намаз. И тот, кто является истинным человеком, несомненно, поймет, насколько это является святой и целесообразной обязанностью, а также своевременной уплатой настолько соответствующего естественного долга, но и, несомненно, достижением благополучия.
Время магриб — оно напомнит о том времени, когда среди грустного прощания исчезают в связи с приходом зимы изящные и чудесные создания царства лета и осени; и когда с приходом своей смерти, человек, в скорбной разлуке расставшись со всеми своими любимыми, уходит в могилу. И напомнит, и будет походить на то время, когда с кончиной этого мира в сотрясениях предсмертной агонии, все его жители перейдут в иные миры, и потушится светильник этого места испытаний. Это и время, которое строго предостерегает тех, кто чрезмерно привязан к своим любимым, которые покидают нас, исчезают. Душа же человека по своей природе является жаждущим зеркалом одного Вечно Прекрасного (т.е. зеркалом, жаждущим отразить имена Господа). И вот, чтобы совершить Акшам-намаз в такое время, обратившись к Трону Величия Кадим-и Лемьезаля и Баки-и Ляезаля*, который установил все эти колоссальные дела и управляет этими грандиозными мирами и изменяет их; сказав над всем этим смертным «Аллаху Акбар» и отстранившись от всего бренного, почтительно и смиренно представ в кыяме* перед Даим-и Баки, благословенным словом «Альхамдулиллах» благодаря и восхваляя Его перед Его безупречным Совершенством, бесподобной Красотой и безграничной Милостью: и сказав:

اِيّاكَ نَعْبُدُ وَاِيّاكَ نَسْتَعِينُ

Тебе мы поклоняемся и просим помочь. (Коран,1:5)
просить о помощи, и выразить свою покорность перед Его Рубубиятом, Улухиятом (Божественностью) и Салтанатом (Царствованием), которые не имеют и не нуждаются ни в помощниках, ни в партнерах; совершив руку’, поклонившись перед Его безграничным Величием, беспредельным Могуществом и Превосходством, выражая вместе со всем сущим свою слабость и беспомощность, бедность и презренность, говоря:
سُبْحَانَ رَبّىَ الْعَظِيمِ
Слава моему Великому Господу.
освящая и возвеличивая своего Великого Господа, совершая седжде перед непреходящей Красотой Его Сущности, перед Его неизменными священными качествами и незыблемым божественным Совершенством, в смирении и восхищении, уходом от всего земного объявляя свою любовь и покорность Всевышнему и обретая взамен всего тленного одного Джамил-и Бакия, одного Рахим-и Сармадия*, говоря:
سُبْحَانَ رَبِّىَ اْلاَعْلَى
Слава моему Высочайшему Господу.
освящать своего Великого Господа, бессмертного и святого от недостатков… затем, сидя совершая ташаххуд*, вознося от своего имени Джамил-и Лемъезалю и Джалил-и Ляезалю благословенные приветствия и поклоны (тахийяты), добрые обращения и молитвы (салаваты) всех создании; и приветствием (салямом) Его Почтеннейшего Посланника Рисул-и Акрама обновив свою присягу на верность и выразив свое повиновение его заповедям; и, чтобы обновлением просветить свою веру, наблюдая мудрый порядок этого дворца вселенной, свидетельствовать о единственности Сани-н Зульджоляля*, и свидетельствовать о пророчестве Мухаммеда (Алейхиссаляту Вессалям — МЕИБ), являющегося глашатаем и благословенным вестником Господства Рубубията и выразителем аятов Великой Книги Вселенной — Корана, что значит совершить вечерний намаз Акшам. И истинный человек, безусловно, осознает, насколько это тонкая и чистая обязанность, насколько святое приятное служение и поклонение, насколько серьезная истина, а также бессмертное общение и вечное благополучие в этом временном бренном мире!..
Во время иша — это время, когда с исчезновением последних, оставшихся на небосклоне, следов дня, ночной мир накрывает землю. Кадир-и Зульджаляль*, являющийся

مُقَلِّبُ الَّيْلِ وَ النَّهَارِ
Сменяющий день и ночь…
своими божественными распоряжениями в перелистывании той белой страницы на эту черную напомнит о божественных деяниях Хиким-и Зулькемаля*, который

مُسَخِّرُ الشَّمْسِ وَ الْقَمَرِ
Повелевает солнцем и луной…
в смене, в перелистывании летом своей раскрашенной зеленой страницы на холодную и белую — зимой. И напомнит о божественных деяниях «Создателя Жизни и Смерти» в переселении усопших с уходом из этого мира с течением времени их последних оставшихся следов, в совершенно иной мир. А также это некое время, которое напомнит о могущественных распоряжениях и проявлениях Милости и Красоты «Творца Земли и Небес» в развитии обширного, вечного и величественного Потустороннего мира — Ахирета, когда, скончавшись в своей грандиозной агонии, окончательно разрушится этот тесный, бренный и презренный мир. И истинным Маликом* и Правителем, а также истинным Ма’будом* и Махбубом* в этой вселенной сможет быть тот, кто легко, словно перелистывание страниц какой-нибудь книги, будет сменять, создавать, перестраивать, изменять ночь и день, зиму и лето, этот и Потусторонний мир, что является неким положением, доказывающим, что над всем этим царствует один Абсолютно Всемогущий.
Таким образом, человеческая душа, являющаяся крайне слабой и беспомощной и крайне бедной и нуждающейся, которая погружена во мрак безграничного будущего и плещется в волнах бесчисленных событий, чтобы совершить Ятсы-намаз во время иша в данном смысле, сказав, подобно Ибрагиму (Аврааму):

لآَ اُحِبُّ اْلاَفِلِين
Не люблю закатывающихся… (Коран, 6:76)
обращаясь намазом к обители Ма’буд-у Лемьезаля и Махбуб-у Ляезаля с просьбой о помощи; и в этом бренном мире и в этой смертной жизни, и на этом темном свете и в туманном будущем, совершая молитву, просить, видя, о благоволении милости и о свете Истинного Пути Милостивого и Милосердного, который в небольшом, но остающемся вечным, общении при помощи молитвы с Ним, Баки-и Сармадием; в кратковременной, в несколько минут, некой веч-нон жизни, окропит его мир лучами, и озарит его будущее, и смажет душевные раны, возникшие от разлук и утрат своих близких, друзей и любимых… и забывший его на время и затаившийся мир он тоже забыв, плачем сердца излив свое горе и скорбь перед обителью Милости… и, как бы чего не вышло, прежде, чем отойти ко сну, который похож на смерть, исполнив свой последний долг поклонения, и, чтобы завершить каждодневную книгу деянии (дафтар-и амаль*) добрым благим эпилогом, встать на намаз в кыям, что значит предстать пред одним Ма’буд-у и Махбуб-у Бакием вместо всех, любимых тобою, смертных; и пред одним Кадир-и Керимом* вместо всех беспомощных созданий, перед которыми ты унижаешься; и пред одним Хафиз-и Рахимом*, чтобы спастись от зла всех его (зла) носителей, перед которыми ты трепещешь… и начать молитву «Открывающей*, что значит восхвалять и превозносить Рабб-уль-алямина*, который и Кямил-и Мутлак*, и Ганийй-и Мутлак*, и Рахим, и Керим, вместо никчемной и неуместной ошибочной хвалы и благодарностей бедным созданиям; и возвыситься на обращение:
اِيّاكَ نَعْبُدُ
Тебе мы поклоняемся… (Коран, 1:5)
что значит, несмотря на незначительность, ничтожность и одиночество человека, своей приверженностью к Малик-и Яумиддину, являющемуся Властелином Вечности, занимая в этом мире почетное место дорогого гостя и пост некого важного чиновника, сказав:
اِيّاكَ نَعْبُدُ وَاِيّاكَ نَسْتَعِينُ

Тебе мы поклоняемся и просим помочь. (Коран, 1:5)
вознести Ему от имени всех создании молитвы и обращения, исходящие из этой великой общины вселенной… И, сказав:

اِهْدِنَا الصِّرَاطَ اْلمُسْتَقِيمَ
Веди нас по дороге прямой. (Коран, 1:6)
просить направить нас по Пути Истины Cиpam-ы Мустакым, который является божественным и светлым и ведет сквозь туман будущего к вечному блаженству… и, как легшие сейчас растения и животные, так и скрывшиеся солнца, и лучезарные звезды, словно рядовые, подвластны Его повелению и в этой гостинице мира являются светильниками и слугами Всемогущего; и, размышляя о Его величии и грандиозности, сказав: «Аллаху Акбар», преклониться перед Ним, совершить руку’…
И, думая о великом земном поклоне всего сотворенного, а именно, о том, когда, подобно легшим в эту ночь созданиям; и ежегодно, и в каждой эпохе разнообразные виды существ, и даже земля, и даже вселенная, словно какое-нибудь организованное войско, и даже, словно некий подчиненный рядовой, освобождаясь но повелению

كُنْ فَيَكُونُ
«Будь!» — и оно будет… (Коран, 2:117 и др.)
от своих прижизненных обязанностей, а именно, когда они, направляясь в Скрытый мир Алем-и Гаиб, в крайней степени организованно уходя из этою мира; сказав: «Аллаху Акбар», совершают на смертном одре земной поклон…и вновь весной, неким зовом оживления и пробуждения, исходящим от повеления
كُنْ فَيَكُونُ

«Будь!» — и оно будет…
возродившись частично в точности,частично в подобии, смиренно и покорно предстают перед своим Господом для служения Ему; так и этот человек, следуя их примеру,представ перед обителью того Рахман-ы Зулькемаля*, того Рахим-и Зульджамаля*, с восторженной любовью, в покорности, ведущей к вечности, и в почетном самоуничижении сказав; «Аллаху Аибар», совершить земной поклон; что значит совершить Иша (Ятсы) — намаз, означающий вознестись на некого рода Ми’радж*. И ты, несомненно, понял, насколько это является благой и прекрасной, святой и возвышенной, а также целесообразной и достойной обязанностью, и служением и поклонением Господу, и серьезной истиной…
Стало быть, в связи с тем, что каждое из данных пяти времен является каким-нибудь предзнаменованием великих превращений и трансформаций, каким-нибудь признаком грандиозных божественных деяний и знамением всеобщих милостей Всевышнего, назначение в данные времена фарз-намаза, являющегося долгом и обязанностью, является бесконечной мудростью…

سُبْحَانَكَ لاَ عِلْمَ لَنَآ اِلاَّ مَا عَلَّمْتَنَآ اِنَّكَ اَنْتَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُ

اَللّهُمَّ صَلِّ وَ سَلِّمْ عَلَى مَنْ اَرْسَلْتَهُ مُعَلِّمًا لِعِبَادِكَ لِيُعَلِّمَهُمْ كَيْفِيَّةَ مَعْرِفَتِكَ وَ الْعُبُودِيَّةَ لَكَ وَ مُعَرِّفًا لِكُنُوزِ اَسْمَآئِكَ وَ تَرْجُمَانًا ِلاَيَاتِ كِتَابِ كَآئِنَاتِكَ وَ   مِرْآتاً بِعُبُودِيَّتِهِ لِجَمَالِ رُبُوبِيَّتِكَ وَ عَلَى اَلِهِ وَ صَحْبِهِ اَجْمَعِينَ وَ ارْحَمْنَا وَ ارْحَمِ الْمُؤْمِنِينَ وَ الْمُؤْمِنَاتِ  آمِينَ  بِرَحْمَتِكَ يَآ اَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ
Хвала Тебе! Мы знаем только то, чему ты нас научил. Поистине, Ты — знающий, мудрый! (Коран, 2:32)

* Рубубият — качество Всевышнего в любом месте, любое время давать своим созданиям все необходимое, заботиться о них и управлять ими.
* «Фатиха» — первая сура Корана «Открывающая».
* Аср-ы Саадет — время, в которое жил Мухаммед (МЕИБ).
* Пророк Мухаммед (МЕИБ).
* Тахаджуд — ночной нафиле — намаз (нафиле — молитва, совершаемая помимо пяти ежедневных обязательных фарз — намазов).
* Кадим — Извечный; Сармади — Вечный, Бесконечный.
* Лемьезаль — Вечный, Постоянный; Ляезаль — Неугасающий, Неисчезающий, Вечный.
* Кыям — часть молитвы, совершаемая стоя (во время намаза).
* Джамиль — Превосходный, Прекрасный.
* Рахим — Милостивый, Милосердный.
* Ташаххуд — чтение молитвы в сидячем положении.
* Сани — Творец, Создатель; Зульджаляль — Обладатель Величия, Могущества.
* Кадир — Могущественный, Всемогущий.
* Хаким — Мудрый; Зулькемаль — Совершенный.
* Малик — Господин, Хозяин, Обладатель.
* Ма’буд — тот, кому поклоняются; Бог.
* Махбуб — тот, кого любят; любимый.
* Дафтар-и амаль — книга, куда со стороны ангелов записываются хорошие и плохие деяния человека.
* Керим — Великодушный; Щедрый, Милостивый.
* Хафиз — Хранитель, Защитник.
* Рабб-уль-аламин — арабск. «Господин миров».
* Камиль-и Мутлак — Абсолютно Совершенный.
* Ганийй-и Мутлак — Хозяин всего; ни в чем не нуждающийся.
* Малик-и Яумиддин — «Царь Судного дня».
* Рахман — Милосердный, Всемилостивый.
* Зульджамаль — Обладатель красоты, Прекрасный.
* Ми’радж — вознесение Мухаммеда к Всевышнему.